Статья:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Конференция: CCXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Капустина А.А. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(226). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(226).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Капустина Анастасия Александровна
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществлять нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения.

Понятия «административная правоспособность» и «административная дееспособность» неразрывным образом связаны с понятием «субъекта права», что предполагает пристальное внимание последнего.

Субъектами административных правоотношений выступает самый разнообразный перечень лиц. В науке административного права субъектов административных правоотношений в силу их особенностей принято подразделять на две большие группы:

  1. обладающие властно-распорядительными полномочиями. К их числу, в первую очередь следует отнести органы государственной и муниципальной власти, их должностных лиц;
  2. не имеющие соответствующих властных полномочий. Такие субъекты могут быть как коллективными (юридические лица, различных форм собственности, общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения), так и индивидуальными (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане) [1].

Административная дееспособность представляет собой способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести меры ответственности. Административная дееспособность возникает одновременно с правоспособностью, а именно в момент рождения физического лица, создания юридического лица.

Субъекты административного права обладают административной дееспособностью, то есть возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления [3].

Юридические лица в силу положений действующего законодательства наделяются дееспособностью, позволяющей выступать им в качестве полноправных участников административных отношений. При этом, применительно к некоторым юридическим лицам следует говорить об обладании ими особой дееспособностью. Так, деятельность страховых организаций по осуществлению страхования подлежит обязательному лицензированию. Только с момента получения лицензии страховая организация получает право осуществлять данный вид деятельности, в том числе по осуществлению личного страхования. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение полной дееспособности страховой компании связывается моментом получения соответствующей лицензии. Специальная дееспособность кредитных организаций также характеризует исключительность банковской деятельности [2].

Проблемы реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий во многом обусловлены необходимостью соблюдения баланса прав граждан по выражению своего мнения и интересов государства по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка, поскольку возможными являются случаи злоупотребления правом проведения публичных мероприятий, что может выражаться в нарушении порядка проведения публичных мероприятий, совершении административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний (например, публичные призывы к свержению государственной власти; причинение вреда жизни и здоровью граждан и т.д.).

Таким образом, в России складывается парадоксальная ситуация: государство обеспечило правовые, организационные, технические и иные возможности для проведения публичных мероприятий, обсуждению ряда политических вопросов, но не предоставило реальных механизмов, способствующих свободному участию граждан в публичных мероприятиях. Большинство инициатив оппозиционных политических сил о проведении публичных мероприятий не находит последующего согласования. А ведь именно возможность участия граждан в публичных мероприятиях является важнейшим показателем развитости и сформированности институтов демократии. Административное право исходит из презумпции вменяемости субъекта административного правонарушения, компонентом которой является состояние его психического здоровья.

В научной литературе среди исследователей не сформировалось единой точки зрения относительно понимания сущности и правовой природы административной ответственности. Авторами приводятся самые разнообразные трактовки и определения интересующей нас правовой категории, которые носят подчас весьма спорный и противоречивый характер, чему во многом способствует отсутствие легального определения административной ответственности в нормах действующего законодательства.

 

Список литературы: 
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
2. Демин А.А. Субъекты административного права: Учеб. пособие. М.: Книгодел, 2020. 225 с.
3. Морозова Н.А. Административная ответственность юридических лиц: История, теория, практика: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Ур. гос. юрид. акад. – Екатеринбург, 2021.. 200 с.