АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Конференция: CCXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществлять нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения.
Понятия «административная правоспособность» и «административная дееспособность» неразрывным образом связаны с понятием «субъекта права», что предполагает пристальное внимание последнего.
Субъектами административных правоотношений выступает самый разнообразный перечень лиц. В науке административного права субъектов административных правоотношений в силу их особенностей принято подразделять на две большие группы:
- обладающие властно-распорядительными полномочиями. К их числу, в первую очередь следует отнести органы государственной и муниципальной власти, их должностных лиц;
- не имеющие соответствующих властных полномочий. Такие субъекты могут быть как коллективными (юридические лица, различных форм собственности, общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения), так и индивидуальными (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане) [1].
Административная дееспособность представляет собой способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести меры ответственности. Административная дееспособность возникает одновременно с правоспособностью, а именно в момент рождения физического лица, создания юридического лица.
Субъекты административного права обладают административной дееспособностью, то есть возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления [3].
Юридические лица в силу положений действующего законодательства наделяются дееспособностью, позволяющей выступать им в качестве полноправных участников административных отношений. При этом, применительно к некоторым юридическим лицам следует говорить об обладании ими особой дееспособностью. Так, деятельность страховых организаций по осуществлению страхования подлежит обязательному лицензированию. Только с момента получения лицензии страховая организация получает право осуществлять данный вид деятельности, в том числе по осуществлению личного страхования. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение полной дееспособности страховой компании связывается моментом получения соответствующей лицензии. Специальная дееспособность кредитных организаций также характеризует исключительность банковской деятельности [2].
Проблемы реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий во многом обусловлены необходимостью соблюдения баланса прав граждан по выражению своего мнения и интересов государства по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка, поскольку возможными являются случаи злоупотребления правом проведения публичных мероприятий, что может выражаться в нарушении порядка проведения публичных мероприятий, совершении административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний (например, публичные призывы к свержению государственной власти; причинение вреда жизни и здоровью граждан и т.д.).
Таким образом, в России складывается парадоксальная ситуация: государство обеспечило правовые, организационные, технические и иные возможности для проведения публичных мероприятий, обсуждению ряда политических вопросов, но не предоставило реальных механизмов, способствующих свободному участию граждан в публичных мероприятиях. Большинство инициатив оппозиционных политических сил о проведении публичных мероприятий не находит последующего согласования. А ведь именно возможность участия граждан в публичных мероприятиях является важнейшим показателем развитости и сформированности институтов демократии. Административное право исходит из презумпции вменяемости субъекта административного правонарушения, компонентом которой является состояние его психического здоровья.
В научной литературе среди исследователей не сформировалось единой точки зрения относительно понимания сущности и правовой природы административной ответственности. Авторами приводятся самые разнообразные трактовки и определения интересующей нас правовой категории, которые носят подчас весьма спорный и противоречивый характер, чему во многом способствует отсутствие легального определения административной ответственности в нормах действующего законодательства.