Статья:

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конференция: CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Зарубанов В.В. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(225). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(225).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Зарубанов Владислав Викторович
студент, Гомельский Государственный Университет имени Франциска Скорины, РБ, г. Гомель
Вороненко Александр Иванович
научный руководитель, старший преподаватель, Гомельский Государственный Университет имени Франциска Скорины, РБ, г. Гомель

 

Актуальность

Социальное неравенство в независимости от выбранных временных рамок является достаточно острой темой, не утратившей своей актуальности ни спустя сотни, ни спустя тысячи лет, темой, самая концепция которой оформилась с окончанием каменного века и так называемого «первобытного коммунизма». Род homo sapiens, по своей сути не может существовать без разделения по какому-либо принципу.

Это выражалось и выражается, по большей части в экономическом аспекте, а также в плане социального взаимодействия между людьми и вытекающих из этого проблем.

Человеческое общество на протяжении истории вбирало в себя абсолютно разные, казалось бы, несочетаемые аспекты взаимоотношений между субъектами этого самого общества, а именно – людьми.

Общество - ничто иное, как единый организм, образованный совокупностью, суммой идей и отношений, в которых каждый индивид относится друг к другу.

Человеку, как существу социальному, жизненно необходимо взаимодействие с себе подобными, в противном случае возникают казусы, связанные с личным восприятием мира и принятием устоявшихся на определенный момент времени нормами, что в конечном итоге может привести к общественному порицанию.

В подкрепление вышесказанного считаю необходимым процитировать основоположника французской социологической школы – Эмиля Дюркгейма: «Общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. …индивид испытывает давление постоянно существующего общества, где к действию современников присоединяется действие предыдущих поколений и традиций!»

Давая оценку человеческому существованию в обществе, социальной несправедливости и неравенству, нельзя не прибегнуть к рассмотрению данного вопроса в ретроспективе.

Так, например, еще за многие сотни лет до появления и укоренения социологии как науки, древнегреческий философ Платон своими рассуждениями на тему данного вопроса сильно приблизился к размышлению в терминах «классов». В своём труде «Республика» философ указывал на неправильность общества, в котором людьми потакают страх и неуверенность, порицал решение проблем путем импровизации или же «на ощупь», противопоставляя этому пути метод обоснования и научный подход. По мнению Платона, общество, построенное на поиске истины через чётко структурированные и научно верные методы, непременно возымеет плоды в виде дисциплины, справедливости социальной стабильности. Платон рассматривал общество как монолит идей, где каждый гражданин имеет равные права и возможности, а отсутствие частной собственности гарантирует концентрацию благ на общем благосостоянии. Именно такое общество в идеалах философа имеет место быть.

Отсылаясь к размышлениям Эмиля Дюркгейма, неравенство – поощрение лучших.

В любом обществе и в любой социально-экономической формации одни профессии поощряются больше, чем другие. Это находит отражение в оплате, условиях труда.

Таким образом в современном обществе наиболее «выгодные» в этих рамках профессии это банкир, инженер или врач. Учитывая специфику отдельных государств, люди, имеющие подобные профессии могут иметь абсолютно разные заработные платы и престиж в обществе.

Второй причиной неравенства по праву можно считать изначально неравные возможности и таланты каждого отдельно взятого человека. Простыми словами человек, имеющий предрасположенность к определенной профессии добьётся куда большего чем тот, кто этой предрасположенности не имеет (в условии справедливой системы образования и осуществления кадровой подготовки).

Так, Максимилиан Вебер выделил три основные критерия неравенства:

1) Богатство;

2) Престиж

3) Власть.

Развивая данную тему не будет лишним совершить переход от общего к частному. Так, например, в данной статье мы уделим внимание рассмотрению основных проблем белорусского общества, что в перспективе даст нам возможность сделать выводы.

Начать следует с экономической стороны вопроса.

Ни для кого не секрет, что в начале 1990-х годов наша страна претерпела переход к рыночной экономике, что стало, по сути своей, основой в изменении социальной структуры. Экономический кризис девяностых годов прошлого века в значительной степени оказал влияние на расслоение общества, так как после распада СССР огромные трудовые массы остались, по сути, без работы и социальных гарантий, что не могло не сказаться на резком падении уровня жизни населения. Уже через пару лет в Беларуси была введена концепция, называемая «официальная черта бедности», подразумевающая появление слоёв населения, существующих на бюджет менее одного прожиточного минимума, составляющего не менее 60% от ежемесячного минимального потребительского бюджета.

Также не лишним будет упомянуть, что наше государство приняло ряд экономических реформ с четким намерением стабилизировать обстановку в стране (медленное «эволюционное» развитие), что, впрочем, принесло свои плоды по замедлению падения уровня жизни, но всё же не избавило государство от проблем вовсе. Так, к примеру, сильно замедлилось оформление институтов, так или иначе причастных к обслуживанию рыночной экономики, что привело к падению индекса развития человеческого потенциала, по итогу приведшее к формированию среди населения пяти слоёв: нижний слой (доход меньше БПМ) – 1/3 населения; базовый слой (от БПМ до 1 МПБ) – 4/10 населения; средний слой (от 1 до 2 МПБ) – 1/5 населения; верхний слой (от 2 до 3 МПБ) – 1/20 населения; элита (свыше 3 МПБ) – 1%. В Республике Беларусь средний класс составляет 29, 6 %, базовый и нижний – 70,4% .

Распределение населения Беларуси по группам, различающимся имущественным положением в начале XXI в. выглядит следующим образом (Е.М. Бабосов):

1) богатые люди составляют примерно 1,5% от общего количества населения;

2) состоятельные – могут позволить дорогостоящие покупки, совершать путешествия, отдыхать в дорогих санаториях и т. п. (5–6%);

3) обеспеченные– ощущают ограничения при приобретении дорогостоящих вещей типа автомашины или компьютера, посещении ресторанов, осуществлении зарубежных путешествий и т. п. (8–9%);

4) среднеобеспеченные – характеризуются тем, что у них начинают появляться свободные деньги и в соответствии с приоритетами семьи возрастает вариативность денежных затрат, приходится делать выбор: либо бытовая техника, либо добротная одежда, либо хорошее питание, но очень редко и то, и другое, и третье разом (около 14%);

5) малообеспеченные – не могут купить бытовую и иную дорогостоящую технику или позволить себе приобрести деликатесы. Они ощущают серьезные затруднения при покупке одежды, посещении театров, концертов, кинотеатров и т. п. (примерно 17%);

6) бедные – только изредка могут себе позволить покупать мясо, фрукты, одежду; они не в состоянии оплачивать учебу детей, посещать театры, кафе и т. п. (примерно 46%);

7) нищие – находятся на грани выживания, не в состоянии покупать мясо, сладости, новую одежду для детей, а тем более для себя; часто живут за счет подаяния, нередко становятся частыми посетителями помоек (7%).

Нельзя не затронуть также работу Г.Н. Соколовой.

Г.Н. Соколова в качестве критерия социальной стратификации рассматривает соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной бюджета прожиточного минимума (БПМ). Социолог рассматривает базовый слой как возможный заместитель среднего класса. На материалах республиканского социологического мониторинга обосновано, что базовый слой замещает в белорусском обществе средний класс по выполнению таких функций, как диверсификация и стабилизация общества (количественные параметры). При этом он не может заместить средний класс по таким функциям, как агент научно-технического прогресса, носитель национальной культуры и выразитель общественных интересов, изначально присущих среднему классу (качественные параметры).

Теперь можно поговорить о немаловажном факторе, напрямую влияющего на смягчение неравенства среди слоёв населения – социальной политике.

Любое государство в определенный момент времени, на основе имеющихся статистических данных проводит ряд мероприятий по улучшению качества жизни, таким образом мы плавно переходим к социальной защите граждан в Республике Беларусь.

Так, в нашей стране главную роль в помощи населению играет Государственная Адресная Система Поддержки населения (коротко ГАСП). Мероприятия, проводимые в рамках данной программы нацелены на материальную помощь малоимущим, инвалидам, сиротам и иным слоям граждан, которым требуется поддержка извне.

Сегодня система ГАСП включает четыре социальные выплаты, которые имеют различные цели предоставления:

● ежемесячное социальное пособие для малообеспеченных граждан и семей, среднедушевой доход которых ниже 100 % БПМ, для многодетных семей – ниже 115 % БПМ;

● единовременное социальное пособие для граждан и семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, имеют доходы ниже 150% критерия нуждаемости;

● социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены для детей-инвалидов, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы;

● обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется малообеспеченным семьям, а при рождении двоих и более детей одновременно - без учета уровня доходов семьи.

Наглядным примером социальной дифференциации можно считать т.н. «Социальные Фигуры» - условное изображение выведенной на основе статистических данных, подразумевающее под собой процентное соотношение слоёв населения по доходам, возможностям. Так, Республике Беларусь, как и большинству иных государств соответствует фигура пирамиды, которой свойственно следующая закономерность:

Верхушка пирамиды – наиболее богатые граждане, составляющие среди населения не более полутора процентов (1,5%);

Центральная часть пирамиды – средний класс, составляющий не более тридцати семи процентов (37%);

Нижняя часть пирамиды – занимает наибольшую ее часть, состоящая из наиболее бедного слоя населения и в процентом отношении составляет пятьдесят восемь процентов (58%).

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что даже с учетом социальных программ поддержки населения полностью устранить проблему расслоения невозможно по следующим причинам:

1) Разная оплата и престижность определенных профессий;

2) Разные уровни образования (люди с высшим образованием имеют больше шансов на получение хорошей профессии);

3) Разнящиеся от человека к человеку таланты и предрасположенность к тому или иному направлению сначала в учебе, а после и работе.

Проанализировав данные факты можно понять, что общество, по сути своей, сложная структура, которая не сможет добиться абсолютного равенства банально с биологической точки зрения, умалчивая моменты, касательно человеческой природы в принципе. Белорусское общество не отличается от других абсолютно, различия прослеживаются лишь в небольших моментах, которые в целом не дают какого-то особого эффекта.

Максимально «сгладить» углы возможно, однако для этого потребуется справедливое распределение ресурсов, финансов а также подготовка высокопрофессиональных кадров вкупе с грамотными «взрывными» реформами, которые, в перспективе, дадут плоды.

 

Список литературы:
1. Вороненко, А.И.  «Эмиль Дюркгейм как основоположник социологии образования». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –  URL: 
2. Гапеева-Сергейчик, О.О. «Основные отличительные черты модели социально-экономического развития Республики Беларусь». –  [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://libr.msu.by/bitstream/123456789/13918/1/4867n.pdf
3. Щёкин, Н.С. «Основные черты белорусской модели развития». [Электронный ресурс] – Режим доступа. –  URL: https://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/4125/1/Schekin.pdf
4. Дюркгейм. Э/ Тард, Г. «Социология социального и ассоциаций»  — С.22.
5. Платон. «Республика»
6. Вебер, М. «Классический этап развития теории неравенства»
7. Бабосов Е.М. «Социология. Мн., 1998»