УЧАСТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: МЕХАНИЗМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Конференция: CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УЧАСТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: МЕХАНИЗМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время участие правоохранительных органов в охране общественного порядка является одним из направлений публичного управления, характеристикой которого является партисипативность или вовлеченность граждан в дела государства. Вместе с тем, вовлеченность граждан в охрану общественного порядка остается на низком уровне, и одна из причин - это проблемы в применении механизмов публичного управления. Противоречие между необходимостью в охране общественного порядка и недостаточном применении механизмов публичного управления для участия правоохранительных органов обусловило актуальность темы данной статьи.
Каждый механизм публичного управления представляет собой подструктуру. В исследовании изучаются три основных механизма публичного управления: организационный, нормативно-правовой, социальный.
Предполагается состав следующих элементов, которые входят в подструктуру нормативно-правового механизма публичного управления, это:
- нормы права, на основе которых субъекты публичного управления осуществляют свои действия и функции;
- компетенции субъектов публичного управления.
Под организационным механизмом публичного управления понимаются:
- состав субъектов публичного управления;
- объект управленческого воздействия;
- соответствующие функции, осуществляемые субъектами публичного управления;
- порядок взаимодействия субъектов публичного управления;
- мониторинг и контроль за действиями субъектов публичного управления;
- способы управленческого воздействия, используемые субъектами публичного управления, включая стимулирование участников процесса публичного управления.
В подструктуру социального механизма публичного управления входят следующие элементы, это:
- потребности и ценности субъектов публичного управления
- отношения между субъектами публичного управления [2].
В целом значимость применения механизмов публичного управления связана с повышением результативности охраны общественного порядка при взаимодействии органов внутренних дел и граждан, объединенных в народные дружины.
Для взаимодействия с общественными организациями в сфере правоохранительной деятельности органы внутренних дел применяют различные механизмы публичного управления: нормативно-правовой, организационный и социальный.
В российском законодательстве закреплены права и обязанности таковых участников взаимодействия. Так, деятельность представителей органов внутренних дел – полиции регулирует Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1]. Основное предназначение данного органа – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов с общественными советами обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и органов власти, включая местное самоуправление, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Предусмотрены различные способы привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.
Результаты анализа применения нормативно-правового механизма позволяют сделать вывод о том, что взаимодействие субъектов в охране общественного порядка (правоохранительных органов, общественных организаций правоохранительной направленности, граждан, общественных советов) регулируется. Нормативно-правовой механизм предполагает применение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, в котором закреплены права граждан на участие в охране общественного порядка, создание объединений, установлены ответственность, принципы участия, соответствующие права и обязанности граждан, есть гарантии правовой защиты, возможность предоставления им гарантий социальной защиты, материального стимулирования. Благодаря применению нормативно-правового механизма участие граждан в обеспечении общественного порядка является одним из способов проявления партисипативности в публичном управлении, позволяет развивать активность граждан. Для поддержания охраны общественного порядка субъектами публичного управления применяется организационный механизм публичного управления.