Статья:

ЦИФРОВЫЕ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Грибенщикова Е.Р. ЦИФРОВЫЕ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(219). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(219).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВЫЕ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Грибенщикова Елизавета Романовна
студент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ г. Липецк

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим особенности развития национальных сетевых ресурсов, обеспечивающих функционирование сферы государственного бюджетно-налогового аппарата. Поставленная цель исследования - доказать, что использование государственных цифровых платформ (сокращенно - ГЦП) является необходимой мерой для роста эффективности деятельности госсектора в проведении фискальной политики.

 

Ключевые слова: цифровизация; современные технологии; цифровые налоговые сервисы; криптовалюта.

 

Влияние новых технологических инноваций масштабно: вплоть от изменения потребительских предпочтений в сторону более надежных продуктов до изменения того, как компании создают, продают и поставляют товары и услуги - в частности, за счет растущей зависимости от цифровых платформ. В эпоху Четвертой цифровой революции новые технологии меняют бизнес-модель компаний, особенно в банковском и телекоммуникационном секторах, одновременно повышая эффективность и открывая новые возможности для бизнеса. Даже традиционные отрасли промышленности все чаще используют методы анализа больших объемов данных для принятия эффективных управленческих решений. В следующем десятилетии дальнейшее развитие таких инноваций, как блокчейн, робототехника и искусственный интеллект, откроет широкий спектр возможностей для потребителей, бизнеса и правительственных органов.

В Российской Федерации цифровая трансформация экономики становится одним из основных стратегических направлений ее развития. В своем послании Федеральному собранию в декабре 2016 года президент поставил задачей составление программы цифровой экономики. В течение месяца почти все крупнейшие российские бизнес-ассоциации и научные сообщества провели встречи, семинары и конференции по вопросам цифровых технологий. Одобренная Президентским советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам программа "Цифровая экономика" приобрела статус официального правительственного документа уже в июле 2017 года. 28 июля 2017 года Премьер-министр Медведев подписал распоряжение Правительства об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”. Впоследствии были созданы национальные проекты в 12 областях стратегического развития. Одной из них является национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденная Советом по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте Российской Федерации 24 декабря 2018 года и созданная на основе программы "Цифровая экономика" (2017) [3].

ГЦП - это сетевые системы, объединяющие различные ведомственные органы. Цифровой формат позволяет организовать пространство для взаимодействия граждан и государственных органов всех уровней на специальных интернет-ресурсах с помощью облачных сервисов, открытых и доступных технологий для различных слоёв населения [4].

В данной статье рассматривается ГЦП в сфере налогового администрирования, поэтому далее речь пойдет только о ней. Основным преимуществом является: прозрачность размещаемой информации, что особенно важно в налогообложении, как для налогоплательщика, так и для налоговых органов; сокращение издержек; избавление от «бумажного» формата; повышение скорости проведения различных налоговых операций. Также, на период пандемии польза интернет-сервисов стала как никогда ясной, поскольку стало активно развиваться дистанционное самообслуживание контрагентов.

На 2020 год в перечень официальных ресурсов ФНС включал в себя около 66 электронных сервисов, 86 наборов данных и 12 реестров. В 2021 году Министерством финансов РФ оглашены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022-2024 г, в которые входит развитие электронного документооборота в налоговой и сфере и запуск государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИБРО) [2].

На данный момент в сфере цифрового налогообложения существует проблема администрирования операций с виртуальными активами, поскольку они позволяют уклониться от выплат государству. Проблематика имеет место быть в теме цифрового сервиса налоговых органов, поскольку приказом ФНС России от «28» ноября 2019 г. № ММВ-7-19/598@ была поставлена политика «Сервис онлайн», который включал в себя пункт о расширении дистанционного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности [1]. А.Г. Аскаков отметил: «Число лиц, занимающихся криптовалютой, достаточно большое. К сожалению, многие неискушенные люди попадаются в эти сети, поэтому нам надо отрегулировать все процессы. Во-первых, жестко запретить использование криптовалюты как средства платежа на территории России и привлекать за это к ответственности. Но при этом дать возможность работать в запредельной юрисдикции, если есть такая возможность, в том числе оплачивать поставки товаров в Россию, почему нет. Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос мы отрегулируем законодательно».

Однако чётко сформулированная информация о налогообложении или запрете сделок с использованием криптовалюты всё ещё не представлена. Создание и внедрение интерактивной системы, способной контролировать подобные операции - затяжной процесс в силу комплексности цифровых активов.

Проблематика активно обсуждается налоговыми органами, на законадательном уровне пока не ясно, как обращаться с криптовалютой - запретить использование или же только обязать к выплате налогов пользователей. Исходя из дальнейшего решения, в цифровые сервисы будут введены соответствующие функции для улучшения контроля налоговыми органами за валютными процессами в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Приказ ФНС России от «28» ноября 2019 г. № ММВ-7-19/598@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 28.11.2019 № ММВ-7- 19/598@" от 26.10.2020 № 19/598 // Российская газета. - 2020 г. - № 7
2. Деятельность ФНС России [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России.URL:https://www.nalog.gov.ru/rn23/news/activities_fts/9740470/ (дата обращения: 16.04.2023).
3. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - №4. - С. 21- 60.
4. Справочник "СБОРНИК ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ, НАБОРОВ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЕСТРОВ ФНС РОССИИ" от 30.04.2020 № 19/309 // Российская газета. - 17.11.2020 г. - № 7