Статья:

ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ИХ НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Галишникова Д.А. ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ИХ НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ИХ НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Галишникова Дарья Андреевна
магистрант, Московский государственный университет им. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

На современном этапе своего развития финансовая безопасность в нашей стране обеспечивается на трёх основных уровнях:

1. Конституционный уровень – те нормы и принципы, которые закреплены в основном документе Российской Федерации и касаются обеспечения экономической безопасности страны в целом и финансовой безопасности в частности.

2. Уровень федерального законодательства, который можно фундаментально разделить на четыре группы [3, с.115]:

- законы, которые определяют основы функционирования экономики в принципе, а также направленные на формирование государственной финансовой системы;

- законы, отражающие и закрепляющие базовые основы функционирования органов, которые составляют фундамент финансовой системы;

- законы, которые направлены на регулирование вопросов, напрямую связанных с обеспечением финансовой безопасности;

- законы, в рамках которых прописана ответственность за несоблюдение тех или иных актов, которое в свою очередь приводит к нарушениям в сфере финансовой безопасности.

3. Уровень Указов Президента, в рамках которых формируются концептуальные положения обеспечения безопасности страны на всех уровнях, в том числе – финансовом.

Разумеется, тремя перечисленными выше уровнями система правового регулирования финансовой безопасности далеко не исчерпывается. Важно отметить также существенную роль тех нормативных документов, которые создаются на уровне различных институтов финансовой системы в нашей стране, среди которых, безусловно, главенствующая роль принадлежит документам, разрабатываемым Центральным Банком Российской Федерации, что особенно актуально в условиях того беспрецедентно жёсткого санкционного давления, которое оказывается на экономическую (и в первую очередь – финансовую) систему нашей страны в связи с событиями в Украине в 2022 году.

До недавнего времени очень большую роль в контексте обеспечения и регулирования вопросов, связанных с финансовой безопасностью, играли различные международные договоры и соглашения, в которых Российская Федерация принимала непосредственное участие. В частности, важными в данном ключе выступали различного рода резолюции, принимавшиеся Советом Безопасности ООН в отношении легализации доходов, которые получены криминальным путём. Однако, в сложившихся условиях, когда происходит активное вытеснение нашей страны из международного правового поля, пока до кона не ясно, какие из документов будут по-прежнему актуальными, а какие утратят своё значение в силу объективных обстоятельств, в частности – потребности в защите собственных интересов страны, что может идти вразрез с теми принципами, которые определены в межстрановых документах [2, с.75].

Классифицируя угрозы финансовой безопасности нашей страны на современном этапе, следует подразделить их принципиально на два типа: внешние и внутренние.

Сущность внутренних угроз сводится к совокупности действий, которые так или иначе способствуют снижению финансовой стабильности в стране – создание различных «теневых» схем, связанных с доходами, выплаты «серых» заработных плат, разработка различных схем, способствующих уклонению от уплаты налогов, а также иные противоправные или граничащие с противоправными действия, пресечение которых значимо с точки зрения обеспечения финансовой безопасности.

Внешние угрозы финансовой безопасности нашей страны на протяжении последних лет играли всё большую роль в связи с объективными (изначально) трендами, связанными с глобализацией экономической сферы и рисками, возникающими вследствие того, что финансовые рынки становятся всё более волатильными и всё менее связанными с реальным сектором экономики, что порождает появление «финансовых пузырей» и приводит к серьёзным кризисам, подобным тому, который имел место в мире в 2008-2009гг.

Кроме того, как было описано ранее, существуют глобальные проблемы субъективного характера, обусловленные санкционным давлением, начавшимся в 2014 году и получившим жёсткое продолжение в нынешнем 2022 году, причём будущие риски, связанные с этим процессом, пока что до конца не ясны специалистам и аналитикам, поскольку непредсказуемо (или, во всяком случае, малопрогнозируемо) то направление, в котором санкции в дальнейшем будут развиваться.

Помимо непосредственных угроз, связанных с введением различного рода ограничений, следует выделять также отток капитала, поступавшего в страну в том числе в виде прямых иностранных инвестиций, который, начиная с 2014 года, принял очень существенные масштабы. Так, если рассматривать динамику прямых иностранных инвестиций, можно отметить, что в 2013 году их объём достиг своего пика, после чего началось резкое падение, сменившееся в предпандемийные годы некоторым ростом. Однако в пиковом по значению данного показателя 2019 году объём прямых иностранных инвестиций не достиг и половины от уровня 2013 года. Затем, в связи с пандемией, произошло объективное снижение инвестиционной активности в 2020-2021гг., что является общей для всего мира тенденцией. Наконец, события, произошедшие в начале 2022 года, поставили под сомнение возможность инвестирования из экономически развитых стран, поскольку многие компании, имеющие в нашей стране сферу своих экономических интересов, вполне обоснованно опасаются связанных с этим репутационных рисков. Разумеется, указанная проблема оказывает влияние не только на финансовую безопасность, но связана и с рисками технологического развития, а следовательно – носит комплексный характер и требует соответствующих решений [1, с.38].

Говоря о реализации форм обеспечения финансовой безопасности на современном этапе, следует подчеркнуть, что в настоящее время разрабатываются и принимаются пакеты документов, направленные на снижение существующих рисков, однако регулирование во многом пока происходит в «ручном» режиме.

 

Список литературы:
1. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2019. – 239с.
2. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и её правовое обеспечение // Журнал российского права. – 2017. - №6. – С. 69-79.
3. Соловьёв И.Н., Саттарова Н.А., Даннинг А.А. Правовые основы финансовой безопасности Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2021. – 336с.