КИНЕМАТОГРАФИЯ АМЕРИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КИНЕМАТОГРАФИЯ АМЕРИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
В XXI веке расширяются пути влияния государства на международные процессы и другие страны. Если еще недавно едва ли не главным инструментом внешней политики считалась жесткая сила: военная мощь, экономический и технический потенциал, то сегодня более важным фактором влияния, чем обладание ядерным оружием и экономические успехи, является идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: теоретической и практической значимостью «мягкой силы» и культурных инструментов воздействия на современную систему международных отношений и ее акторов. Остро стоит вопрос о возможности развития Казахстаном своей «мягкой силы», а также «противостояния» страны влиятельной американской державе. Именно с этой целью мы изучили киноиндустрию как метод воздействия США.
Более того,«мягкая сила» как метод несилового воздействия сегодня как никогда актуален инструмент внешней политики многих государств, что в первую очередь связано со снижением эффективности традиционных методов воздействия. Этот инструмент используется совершенно разными по уровню развития и влияния на миросистему государствами и имеет огромное количество проявлений в соответствии со спецификой объекта и субъекта воздействия[1].
Продукция американской киноиндустрии – фильмы, мультфильмы и сериалы – неотъемлемая часть жизни граждан любой страны, вне зависимости от их возраста, вероисповедания и жанровых предпочтений. Большинство американских фильмов — об Америке, действие — США, главные герои — американцы. Это вносит существенный вклад в формирование и поддержание привлекательного образа США в мировом общественном сознании, распространение представлений об американском образе жизни и системе ценностей. Массовая культура в целом и кинематограф в частности, в рамках концепции «мягкой силы» Дж. Ная, является одним из трех основных источников привлекательности США. Сама «мягкая сила» — это способность государства добиваться желаемого за счет собственной привлекательности, чтобы другие государства хотели того же, что и оно. Публичная дипломатия, по мнению Ная, является инструментом, который правительство использует для мобилизации ресурсов «мягкой силы» с целью налаживания коммуникации с зарубежной общественностью[1]. Хотя и тема реализации внутреннего идейно-политического противостояния в американском кинематографе, и феномен острой критики государственной политики в творчестве ряда американских режиссеров представляют возможность для американской публичной дипломатии использовать кино как инструмент[2]. Для раскрытия данной темы был изучен вклад кинематографа в формирование привлекательного имиджа США в мире и система взаимоотношений киноиндустрии и американского правительства, позволяющая последнему добиваться высокой эффективности в области народной дипломатии[3].
Таблица
Значения
Использование кинематографии во внешней политике должно анализировать сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для киноиндустрии страны. Лучшим решением для этого будет «SWOT» анализ .
В результате анализа мы отчетливо видим, что у американской киноиндустрии больше сильных сторон и возможностей, что свидетельствует о ее успехах во внешней политике США, но слабости и угрозы, хотя и в меньшей степени, могут этому успеху помешать. В целом в результате SWOT-анализа киноиндустрии США мы поняли, что в их более успешно использование кино, фильмов и сериалов как инструмента публичной дипломатии [4].
Подводя итоги , мы понимаем, что кинематография является очень важной частью культурной самобытности цивилизации и должна цениться, но не ценой угрозы собственной культурной безопасности. В то время, когда международная система находится в постоянном движении, а власть Соединенных Штатов в этом мире, хотя и огромная, находится в относительном упадке, «мягкая сила» играет важную роль в удержании людей под влиянием американизма, а роль общественное мнение имеет большое значение в формировании внешней политики. Таким образом, потребление контента без контекста или чтение между строк не только вредно, но и делает СМИ марионеткой без собственного агентства. Развлечение хорошо, пока оно не портит мышление человека и не заставляет его поверить в заранее спланированное повествование. Потому что нам нравятся голливудские фильмы в кинотеатрах.