Структурные закономерности в предметном дизайне. Взгляд зарубежных и отечественных дизайнеров на эмоциональный дизайн
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Структурные закономерности в предметном дизайне. Взгляд зарубежных и отечественных дизайнеров на эмоциональный дизайн
Дизайн окружает область материальной культуры человека, которая связана с организацией искусственной среды, в основе которой лежат структурные свойства формирования пространства и соотношения их частей.
Это общность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность и гармоничность. Поверхность, объем, среда и процесс - базовые структурные элементы дизайна. Многие расценивают интерьер как орнаментально-декоративную сторону дизайна и не замечают его геометрическую составляющую, являющуюся наиболее существенной частью дизайна. С этим увязана актуальность исследования. В постиндустриальных странах, в последние два десятилетия XX века, рынок предметов первой необходимости заменяется рынком «эмоциональных покупок».
Дизайнеры делают акцент на оригинальности формальных признаков - впечатление от изделий и их эффектность, не забывая при этом о функциональности, удобстве и безопасности при эксплуатации. Начинают проводиться исследования, с уклоном на подсознательное, по выявлению эмоций потребителей при использовании изделий и мотивации при выборе тех или иных моделей. Среди самых ярких дизайнерских решений эмоционального характера следует отметить объекты, принимающие формы человеческого тела. Например, диван Сальвадора Дали и Оскара Тускетса Бланка в форме губ актрисы Мэй Уэст в театре-музее в Фигерасе 1974 года. В современном дизайне «эмоциональный» подход продолжает набирать обороты, создавая изделия, пленяющие воображение и приносящие наслаждения. Такие объекты предметного дизайна способны создать особую атмосферу общности со средой, комфорт и гармонию, а так же актуальное чувство времени. Это определило выбор дизайнеров для анализа.
Мы воспринимаем объекты не абстрактно в бесконечном пространстве, а относительно какой-либо поверхности или в ограниченном плоскостями пространстве. Так же мы учитываем их габариты относительно пространства, расположение относительно плоскостей. В работе Яненко Я.Д. говорится, что плоскость «один из главных структурных элементов художественного решения сама по себе, без каких бы то ни было изобразительных элементов, является художественной формой». Она обладает самыми различными эмоционально-образными характеристиками: пропорциональностью (квадрат, прямоугольник), цветом, текстурой, фактурой, статикой и динамикой, и т.п. [5]. Любое плоскостное изображение своей композиционной схемой, распределением тональных или цветовых пятен, формальным контуром привносит в плоскость ее членение. Плоскость можно считать самым главным элементом в дизайне интерьера.
Под объемной вещью понимается трехмерный объект, имеющий длину, ширину и высоту. В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указано, что «объемом так же называют часть пространства, ограниченную несколькими замкнутыми поверхностями». Мы можем считывать относительные размеры объемных вещей и расстояния до них, принимая в учет линейную перспективу, а так же анализируем взаимное расположение объектов в пространстве. Благодаря форме объекта, его внешнего очертания и наружного вида, мы считываем функцию или некий заложенный эмоциональный посыл.
Под предметной средой понимается пространство, наполненное трехмерными объектами, состоящими из отдельных предметов и устройств и из их комплексов (серий, взаимосвязанных систем). Предметное наполнение среды решает как прямые утилитарно-функциональные задачи данного объекта (организация процессов жизнедеятельности в среде, технологическое обеспечение производства, создание необходимых идейно-художестенных эффектов), так и сопутствующие им (повышение комфортности среды, регулировка эмоционально-психологического климата), и составляет важнейшую часть визуальной среды.
В политической литературе под опредмечиванием понимается «процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, человеческим предметом» [1, с. 121]. Опредмеченный процесс включает изделие дизайна в межчеловеческие отношения. Опредмечивание направлено на предметную среду, на «предметное тело» культуры, следовательно, на самоизменение человека посредством изменения предметной среды, ведь изменяя окружающее пространство, человек изменяет самого себя [1].
Испанский дизайнер Arturo Alvarez использует широкий спектр возможностей с точки зрения материалов и композиций. Он уделяет большое внимание поверхностям, с которыми работает.
В поиске материалов представляет новые концептуальные решения в области освещения, не только используя что-то новое, но и создавая собственные материалы. Используя плоскость стены, Arturo Alvarez играет со светом и тенью, создавая практически динамические объекты: направленный источник света создает тени от фигур, создавая изображение на поверхности, при этом источники света могут быть подвижны. Дизайнер часто уходит от стандартного восприятия освещения, как о неком небольшом и незаметном источнике света на потолке. Напротив, его световые объекты «вырастают» по масштабу больше чем человек. Arturo Alvarez создает предметную среду, с которой не только хочется взаимодействовать, но еще и нужно это делать. В некотором освещении уже заложен опредмеченный процесс: трансформирующийся светильник, положение которого нужно настраивать вручную, регулируя тем самым степень его яркости. Сюда так же можно отнести переносные светильники, когда пользователь может сам расставить световые акценты в помещении.
Петербургский дизайнер Тимофей Журавлев в своих интерьерных проектах уделяет большое внимание решению плоскостей. Он часто использует прием многослойности, помещая плоскости друг за другом, задавая им динамику. Пространство стены дизайнер воспринимает как единую художественную форму, которую можно разделить на зоны, придавая плоскости разные свойства. К ним можно отнести использование на одной плоскости разных фактур, например кирпича и штукатурки или распределение разных тональных и цветовых пятен. Дизайнер использует в своих проектах яркие узнаваемые формы. Объемная вещь для него - транслятор своей концепции.
В его общественно-городских проектах использованы природные формы, которых так не хватает на улицах города. Например, скамейка в виде волны или стеллажи-деревья как пункты букроссинга. В интерьерных проектах, Тимофей Журавлев сам проектирует мебель и оборудование предметной среды. Это помогает достичь ему целостности образа и гармонии предметного наполнения. Самым важным и отличительным структурным элементом в творчестве дизайнера является опредмеченный процесс. Тимофей Журавлев создает интерьеры и предметы, которые хотят, чтобы с ними взаимодействовали. Самым ярким примером является серия его тактильной мебели. Например, столы, у которых двойная столешница и полость между ними заполнена природными элементами различной тематики. Они содержат множество сыпучих наполнителей: камешки, ракушки, бобы, зерна пшеницы и др. культур. Их приятно касаться, перебирать в пальцах, угадывать раз за разом. Так же некоторые столы имеют единое отверстие с двух сторон, поэтому влюбленные могут, не смущаясь, держаться за руки. Интерьеры, созданные Тимофеем Журавлевым, часто содержат динамичные объекты. Например, вместо обычных сидений висят качели или стоят кресла-качалки. В одном из интерьеров есть велосипед, который не просто стоит для атмосферы, а зафиксирован на полу и на нем можно «покататься».
Таким образом, мы рассмотрели основные структурные элементы в проектировании предметной среды, на примере двух дизайнеров из разных стран, имеющих разные творческие направления, но одинаковый посыл эмоционального дизайна в нашу культуру.
Дизайнерские решения имеют свои закономерности и вариативный спектр проектирования плоскости, объемов, пространственной среды и процесса с ними. При использовании плоскостного проектирования, больше всего дизайнеры уделяют внимание фактурам и текстурам, так же используя цвет и свет как структурные элементы.
Одним из самых распространенных источников поиска формы является природа, что проявляется в объемном решении объектов. В основном, получаемые дизайн-объекты имеют универсальный характер, создавая доминанту в предметной среде, реже, изделия проектируются как неразрывная часть интерьера. Дизайн связан с эмоциональной стороной воздействия на сознание человека, с личностным отношением к предмету восприятия. Учитывая это, дизайнеры стараются создать «эмоциональный» продукт, который создает особую атмосферу, комфорт и гармонию, а так же способен изменить человека, меняя окружение вокруг него.