ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Конференция: CXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
В настоящее время влияние современных технологий можно проследить во всех ключевых аспектах существования мирового сообщества, что делает процесс цифровизации мировой тенденцией обновления социальных смыслов взаимодействия людей. Цифровые технологии становятся все более сложными и, вместе с тем, все более доступными для всех сфер применения. Так, подрастающее поколение уже с младенческого возраста воспитывается в среде, насыщенной цифровыми технологиями разной степени выраженности, и можно с уверенностью утверждать, что дополненная и виртуальная реальность уже является неотъемлемой частью окружающего мира. Другой вопрос состоит в том, насколько сильным влияние инноваций окажется в долгосрочной перспективе и будет ли возможным подбор адекватных вариантов борьбы с формирующимися негативными тенденциями обесценивания сложности инноваций и редуцирования ценности трудовой и умственной деятельности как таковой, которые складываются из кажущейся простоты манипуляций для конечного пользователя (сложнейшее устройство, владеющее последними техническими достижениями, умещается в ладони; автоматизированные алгоритмы проводят масштабные расчеты по нескольким простым кликам и др.)
Мировые тенденции к цифровизации большинства сфер жизнедеятельности человека находят свое отражение и в сфере образования, где современные инновации оказывают существенное влияние на смену самой образовательной парадигмы и формируют новую стадию развития процесса обучения. На смену традиционному видению учебного процесса приходит новое понимание образования как обучения мыслить и самостоятельно решать познавательные задачи, а не как передачи определенного готового объема знаний и навыков. Инновационные технологии позволяют развивать образовательный процесс в направлениях персонализации обучения, увеличения доли сотворчества, возможностей дистанционного присутствия участников процесса, расширения сфер использования потенциала виртуальных технологий, что в совокупности работает на повышение качества и ценности образования, а также способствует построению системы непрерывного образования [3].
Особой задачей использования цифровых технологий в образовании выступает развитие познавательного мышления, являющегося фундаментом интеллектуального становления учащихся. Современные инновации ориентированы на креативное начало и активизируют когнитивные навыки учеников всех ступеней образования. Творческий подход к обучению формирует устойчивое предпочтение интеллектуальных способов разрешения познавательных задач, которое складывается на основе развития в процессе обучения навыков анализа и синтеза информации, кратко- и долгосрочного прогнозирования, и планирования, а также синергии имеющихся знаний из различных дисциплинарных областей [4].
Современные цифровые достижения осваиваются отрывочно, частично, этот процесс зачастую носит формальный характер, что выявил вынужденный массовый переход на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой Сovid-19.
Исследовать влияние современных технологий на умственное развитие детей возможно при помощи группового интеллектуального теста.
Сбор материала исследования проводился в 2022 году. Для сравнения были выбраны обучающиеся общеобразовательной школы № 2 и гимназия. В общеобразовательной школе низкий уровень применения цифровых технологий в обучении, в гимназии наоборот, очень активное внедрение и применение цифровых технологий в процесс обучения.
Выборка испытуемых:
1. чащиеся 5 класса общеобразовательной школы (10-12 лет) – 24 человека
2. Учащиеся 5 класса гимназии (11-12 лет) – 24 человека
Исследование проводилось в 4 этапа:
- Подготовка. Изучение условий использования методики ГИТ, подготовка бланков для участников, достижение договоренностей о дате и месте тестирования.
- Непосредственно тестирование учеников.
- Обработка результатов
- Анализ результатов и выводы.
Математическая и статистическая обработка проводилась с использованием Microsoft Excel и расчетом статистической значимости различий по критерию числа серий
Приведем результаты анализа полученных данных. В таблице 1. представлены уровневые характеристики умственного развития обучающихся гимназии.
Таблица 1.
Уровень умственного развития учеников гимназии
Уровень развития |
Критерий оценки |
Количество |
Процент |
Выше нормы |
Более 100 |
5 |
20,8% |
Норма |
80-100 |
9 |
37,5% |
Немного ниже нормы |
60-79 |
7 |
29,2% |
Низкий |
40-59 |
3 |
12,5% |
Очень низкий |
Ниже 39 |
0 |
0 |
Уровневые характеристики умственного развития обучающихся общеобразовательной школы представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень умственного развития учеников школы
Уровень развития |
Критерий оценки |
Количество |
Процент |
Выше нормы |
Более 100 |
1 |
4,2% |
Норма |
80-100 |
9 |
37,5% |
Немного ниже нормы |
60-79 |
10 |
41,7% |
Низкий |
40-59 |
4 |
16,7% |
Очень низкий |
Ниже 39 |
0 |
0 |
Сравнительный анализ по отдельным субтестам представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Средние значения показателей интеллектуальных способностей младших подростков, обучающихся в различных образовательных средах
Сравнение результатов итогового балла ГИТ представлены на рисунке 2
Рисунок 2. Средние значения показателя общего уровня развития интеллекта младших подростков, обучающихся в различных образовательных средах
*Красной линией на диаграмме обозначена нижняя граница нормы развития интеллекта для 5-тиклассников.
Сравнение результатов исследования по общему уровню развития интеллекта представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень умственного развития младших подростков, обучающихся в гимназии и общеобразовательной школе
Итак, по результатам исследования можно говорить о том, что общий уровень развития интеллекта выше у младших подростков, обучающихся в гимназии. Это подтверждается и тем, что при расчете показателей статистически значимых различий по критерию числа серий и таблице по критическим значениям для числа серий нулевая гипотеза о том, что различий между выборками нет, была опровергнута.
Мы можем констатировать факт, что в 5-ом классе гимназии выше процент учеников с интеллектом выше нормы и соответствующим возрастной норме. В 5-ом классе общеобразовательной школы, наоборот, выше процент учеников с уровнем развития интеллекта немного ниже нормы и значительно ниже возрастной нормы.
Выводы:
- У учеников 5-го класса общеобразовательной школы лучше, чем у учеников гимназии, развиты интеллектуальные процессы, связанные с точным выполнением инструкций и четкими арифметическими действиями.
- У учеников 5-го класса гимназии лучше, чем у учеников школы развиты интеллектуальные процессы, связанные с самостоятельным принятием решений и более свободной интерпретацией данных, использованием разных синтаксических структур, поиском новых алгоритмов решения поставленных задач и выстраиванием логических отношений разного типа. У них более гибкое, креативное и свободное мышление, большой словарный запас.
- Общий уровень развития группового интеллекта выше у учеников 5-го класса гимназии.
- Более чем у 50% учеников 5-го класса гимназии интеллект соответствует норме возрастного развития или выше нормы, тогда как у учеников 5-го класса общеобразовательной школы этот процент меньше 50.