МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Конференция: CLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Аннотация. Данная статья посвящена международно-правовым основам прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих за границей. Акцентировано внимание на некоторые проблемы и особенности правовой защиты граждан Российской Федерации за рубежом.
Abstract. This article is devoted to the international legal foundations of the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation living abroad. Attention is focused on some problems and features of the legal protection of citizens of the Russian Federation abroad.
Ключевые слова: граждане Российской Федерации, защита прав и свобод, Европейский суд по правам человека.
Keywords: citizens of the Russian Federation, protection of rights and freedoms, the European Court of Human Rights.
В последнее время растет количество нарушений прав и свобод человека и гражданина. В качестве причин можно выделить, нарушение личной неприкосновенности, эксплуатация труда, мошенничество, незаконное лишение свободы, рабство и так далее.
Если проанализировать все ситуации, происходящие с российскими гражданами за границей, то можно сделать вывод, что большая часть людей не знает о своих правах и имеет низкий уровень правового образования.
Основы правового положения граждан Российской Федерации, проживающих за границей, заложены:
– во Всеобщей Декларации прав человека 1948 год;
– в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 год;
– в Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод 1950 г.;
– в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 год;
– в Декларации прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой проживают 1985 год.
Российские граждане с того момента, как пересекли границу того или иного государства, становятся иностранцами, на которые распространяется юрисдикция данного государства [3].
Каждое государство вправе самостоятельно определять объем прав и свобод, обязанностей для иностранцев. Однако, на каждом государстве лежит обязанность по предоставлению иностранцам защиты их прав, личности и имущества. Защита предоставляется на равных основаниях со своими собственными гражданами согласно международным стандартам. При этом не может рассматриваться как дискриминация предоставление государством иностранцам меньшего объема прав и свобод, чем собственным гражданам (например, в России на основании федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, иностранцы не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях; не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов; не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации.
Государствами при определении правового положения иностранцев в своей стране должны соблюдаться основные принципы международного права и международных договоров, такие как:
– на иностранцев, которые находятся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства;
– права иностранцев также могут защищаться государством, гражданами которого они являются, в случае нарушения их законных прав и интересов в стране пребывания;
– права иностранцев защищаются государством их местопребывания [2].
Многочисленными договорами, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств, установлены обязательства государств-членов гарантировать своим гражданам равность прав и свобод, но созданная нормативно-правовая база фактически не работает. Многие участники соглашений часто уклоняются от совместной реализации договоренностей. Опыт показал, что Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. фактически не действует.
Таким образом, на сегодняшний день не имеется необходимой правовой защиты прав соотечественников.
Приведем статистические данные по жалобам в Европейский суд по правам человека с 2019 по 2021 год.
В 2019 году в ЕСПЧ поступило 47620 жалоб, из них 12782 жалобы из России. Отсутствие нарушений положений Европейской конвенции было установлено лишь в 5 делах, все остальные завершились выводом о наличии таких нарушений. Основная часть касается права на свободу. С большим отрывом следует решения ЕСПЧ по праву на справедливый судебный процесс и решения по праву на защиту от жестокого и унижающего достоинство видов обращения и наказания.
В 2020 году в ЕСПЧ поступило 41595 жалоб, из них 8923 жалобы из России.
В 2021 году в ЕСПЧ поступило 44250 жалоб, из них 9432 жалобы из России. В 2021 году секретариат ЕСПЧ передал на рассмотрение судей 44 250 новых жалоб. Среди переданных жалоб больше всего турецких (9548), следом за ними идут российские (9432) и замыкают тройку украинские (3721).
Выделим причины, по которым наиболее часто поступают жалобы в Европейский Суд по правам человека. Среди наиболее острых проблем по-прежнему остаются устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма, шовинизма и неонацизма. В условиях продолжающегося в Европе финансово-экономического кризиса фиксируется увеличение грубых нарушений прав меньшинств, беженцев и мигрантов, ущемление социальных прав граждан.
Приведем пример обращения в Европейский Суд по правам человека.
В 2017 году 53000 евро получили 8 предпринимателей из Воронежа, которые были задержаны и избиты полицейскими в 2009 году из-за акции протеста против сноса рынка. Компенсацию получили бизнесмены, которые получили физические повреждения или были подвергнуты административному аресту. Отметим, что в России бизнесменам было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении правоохранителей, поэтому ЕСПЧ оставался их «последней надеждой».
Остро стоит вопрос, касающийся двойного гражданства. Под двойным гражданством понимают наличие у одного лица гражданства двух или более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. При этом, ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.
Конституция России гласит, что второе гражданство подразумевает наличие у российских граждан подданства другого государства (ст.62). При этом следует помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей [1].
В настоящее время у России действуют единственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Договор был ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» и вступил в силу 26 апреля 1997 года.
Действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что действие международно-правовых основ защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих за границей, обусловлено множеством проблем, таких как недостаточное правовое регулирование некоторых сфер общественной жизни, несоблюдение отдельных положений международно-правовых актов.