КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВНУТРИКОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВНУТРИКОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
В настоящее время командная работа является одним из ключевых факторов успешности организации, позволяя повысить инновационные возможности коллектива, стимулировать к новым идеям. Для современной экономики характерно укрупнение бизнеса. Владельцу трудно управлять громоздкой структурой, поэтому крупные корпорации возглавляются не одним человеком, а управленческими командами. Для успешной работы в команде каждому сотруднику необходимо владеть компетенциями, позволяющими результативно выполнять работу. Одной из таких компетенций является внутрикомандное взаимодействие.
Работодатели отмечают низкий уровень подготовки сотрудников к деловому сотрудничеству. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет в качестве цели высшего образования обеспечение подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства, а в нормативных документах РФ определены основные направления по модернизации системы высшего профессионального образования. В частности, особое внимание уделено умению работать в команде, которое включено в состав «Ключевых компетенций 21-го века» — коммуникация «работа с людьми и работа в команде». На необходимость владения универсальной компетенцией (готовность к внутрикомандному взаимодействию) указывают многие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Например, ФГОС ВО 3++ направления подготовки «Экономика», а также в ФГОС ВО по ряду технических направлений подготовки бакалавров: «Машиностроение», «Электроэнергетика и электротехника» и др., отмечается, что в результате освоения основной образовательной программы, помимо общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выпускник должен обладать общекультурными компетенциями, позволяющими ему успешно работать в трудовом коллективе, результативно общаться с коллегами.
Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 — 70 годы XX века. Широкий круг исследований выполнен по формированию опыта внутрикомандного взаимодействия (Г.В. Ковтун, А.А. Мансуров, В.С. Окунева, Д.М. Шакирова, и др.).
Анализ современных исследований и практического опыта показывает ряд противоречий между:
-потребностью современного общества в формировании организации деятельности команд и практическим отсутствием целенаправленной работы в организациях в данном направлении;
-необходимостью формирования внутрикомандного взаимодействия, ее развития и недостаточностью научно-обоснованной системы формирования данного процесса;
-востребованностью педагогической науки в результативных средствах подготовки компетентных сотрудников к командным формам деятельности и недостаточной теоретической и экспериментальной обоснованностью создания системы развития процесса внутрикомандного взаимодействия.
Командообразование — это нестандартные методы воздействия и управления коллективным разумом, воспитание командного духа путем организации корпоративного отдыха, целью которого является сплочение коллектива.
Развитие командного стиля работы в компании возможно при соблюдении трех условий:
1. формирование управленческой команды;
2. развитие функциональных команд;
3. развитие межфункционального взаимодействия (уровень всей организации, т.е. метакоманды).
Процесс формирования команды — задание, требующее высокой управленческой компетенции. При его осуществлении требуется не только наличие правильно подобранных высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.
Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий (закон синергии). Именно работа в команде может позволить использовать навыки, усилия, творческие возможности и способности всех участников проекта. Команда, действуя гибко и эффективно, дает возможность работать сообща.
Основной стратегический фактор создания и деятельности проектной команды - реализация проекта - длительное предприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Для результативной работы в команде необходимо сформировать командное взаимодействие.
Внутрикомандное взаимодействие – это интегративный процесс достижения общей цели, предполагающий обмен информационными, ментальными, энергетическими ресурсами субъектов совместной деятельности, объединенных на основании общих целей, норм, общегрупповых способов взаимодействия, обеспечивающих общение и их межличностные отношения, что выступает ведущими условиями развития готовности специалиста к работе в команде.
Внутрикомандное взаимодействие включает в себя следующие составляющие: субъектов взаимодействия, которые видят в таковом определенные смыслы и цели; деловое общение как процесс совместного решения задачи; межличностные отношения, основанные на определенной потребности друг в друге; вербальные, информационные, технические средства взаимодействия.
В основе внутрикомандного взаимодействия в организаций лежат следующие основания:
- наличие у участников проекта системы фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков в области экономики и финансов;
- высокий уровень деловой коммуникации, партнерства, менеджмента, администрирования;
- способность к творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций;
- творческий подход к выработке оригинальных экономических идей;
- культура предотвращения и разрешения конфликтов;
- личная ответственность за свой вклад;
- коммуникационная и информационная культура в экономической сфере.
Можно выделить следующие критерии сформированности внутрикомандного взаимодействия:
1) осознание профессиональной и личностной значимости внутрикомандного взаимодействия при создании и выполнении проектов, потребности соответствовать образу своей будущей профессии, результативно выполняющего свои функции в условиях применения командных и сетевых форм профессиональной деятельности, потребность в самоактуализация и самосовершенствовании в профессиональной сфере;
2) владение ориентировочной основой деятельности в команде, построенной на целостном образе экономического продукта командной деятельности и логики его создания, на знании не только основ экономической теории и методов, но и этико-психологических принципов внутрикомандного взаимодействия;
3) опыт применения способов решения задач, требующих командного взаимодействия, выполнения определенных функций и ролей в создании коллективного продукта;
4) психологическая и практическая готовность к взаимодействию в «проблемных условиях» (при дефиците информации и времени, невыявленности характеристик ситуации, непригодности известных вариантов решения, разногласиях в команде);
5) рефлексия и самоконтроль своих действий, с использованием образцов и критериев результативности работы в команде.