ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Аннотация. В данной статье рассматривается применение игровых технологий при формировании навыков безопасного поведения у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дети с ЗПР, безопасность поведения, игровые технологии.
Формирование правил безопасного поведения у детей младшего школьного являются одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.
Часто она решается на уроках окружающего мира, однако если мы говорим о детях с задержкой психического развития, для которых характерно своеобразное развитие и протекание психических процессов и которым необходимо постоянное повторение материала, то для них следует повторно давать тот же материал, однако в различных видах и формах.
Под задержкой психического развития понимают темповое отставание психики в целом, либо отдельных её сфер.
Для таких детей характерно нарушения памяти, внимания, мышления, мотивации и самоконтроля, а также других сфер и функций психики.
Поэтому перед учителем возникает проблема отбора наиболее эффективных средств и приёмов работы с детьми.
Как отмечали Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьева, для детей младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра, поэтому игровые технологии являются важным и наиболее результативным средством работы с детьми с задержкой психического развития.
Игры, благодаря своей вариативности и универсальности, помогают выполнять те задания, которые не вызывают у них интереса, позволяют развивать необходимые навыки и умения в удобной и приятной для детей форме.
Под игровыми технологиями понимают группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые способствуют стимулированию познавательной активности детей, самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, позволяя использовать приобретённый раннее жизненный опыт, включая их обыденные представления о чем-то, а также имеющиеся знания и умения.
Для лучшего проведения игр педагог должен подбирать такие мероприятия, которые будут соответствовать возрасту, способностям и особенностям детей, а также местностным, погодным и временным условиям. Учитель должен создавать условия для активного включения детей в игровой процесс, обеспечивать их эмоциональной поддержкой, для этого он самостоятельно контролирует весь процесс игры, независимо от игры.
Для формирования и повторения у детей правил безопасного поведения с детьми можно использовать разнообразные игры, например, командная игра-викторина по правилам поведения с награждениями победителей, также можно использовать различные сюжетно-ролевые игры с простыми для детей ролями.
Примерами сюжетно-ролевых игр могут послужить такие игры, как «Незнакомцы», «Машина», «Дорога домой», целью которых является научить детей говорить нет незнакомым людям, которые могут представлять опасность, понимать с кем и в каких случаях можно говорить с незнакомыми людьми.
При проведении игр-викторин можно использовать загадки, различный наглядный материал, к которым можно отнести сюжетные картинки, презентации, карточки с заданиями.
Обязательно контролировать правила поведения детей при проведении игры, стимулировать их самостоятельный контроль за поведением.
Существует огромное количество игр, которые можно использовать с детьми с ЗПР при формировании у них умений и навыков безопасного поведения, которые можно использовать как в оригинальной версии, так и адаптировать её по необходимости.
Педагог должен самостоятельно отбирать подходящий вид и форму игры в зависимости от различных целей, задач и условий.