КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Конференция: CLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
KAZAKHSTAN EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE EXAMPLE OF TEACHING THE SUBJECT "HISTORY"
Nurtanov Kaisar Berdigaliuly
Master student, K. Zhubanov Aktobe Regional University, Kazakhstan, Aktobe
Аннотация. Пандемия «Ковид-19» заставила образовательные системы мира перейти на дистанционное обучение. В статье рассматривается казахстанский опыт дистанционного обучения на примере предмета «История».
Abstract. The Covid-19 pandemic has forced the educational systems of the world to switch to distance learning. The article discusses the Kazakh experience of distance learning on the example of the subject "History".
Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, история, история Казахстана.
Keywords: pandemic, distance learning, history, history of Kazakhstan
Многие развитые страны современного мира активно внедряют цифровые технологии. Цифровизация охватывает не только экономику, но и другие важные сферы как образование. В мировой педагогике с каждым годом увеличивается доля цифровых ресурсов, разрабатываемых в соответствии с образовательными программами стран. В странах прибалтики цифровыми ресурсами охвачено более 70% школьных программ, в Нидерландах эта цифра достигает — 90%. В Республике Казахстан государство развивает цифровые образовательные технологии ,но успешной реализации мешает слабых охват скоростным интернетом провинции. Оцифровку прошло только 10% учебных программ среднеспециального и высшего образования [2].
Должное внимание государство старается уделять формированию цифровых ресурсов.Главной целью Казахстанской программы развития образования на 2011-2020 годы являлось обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам и технологиям для всех граждан страны.
Сегодня количество казахстанского образовательного контента в Интернете увеличивается с каждым годом.В 2011 году был создан сайт «Билимлэнд.кз». На разработку сайта понадобилось 3 года. В 2014 году был признан «Лучшим образовательным проектом».У образовательного проекта есть свое приложение в магазинах Appstore и PlayMarket.Сайт очень удобен и практичен в испоьзовании.Имеется каталог предметов, по нему учитель может выбрать нужный предмет, класс и тему урока.По предмету «История Казахстана» с 5 по 9 классы загружены авторские видеоуроки. Эти видеоуроки так же загружены на видеохостинг «Ютуб» и имеют очень много хороших отзывов и комментариев.
В 2013 году АО «Назарбаев интеллектуальные школы» был разработан сайт «Смк.еду.кз» для методической помощи учителям. На сайте более 10000 поурочных планов по всем предметам. В дополнение к планам так же идет дидактические материалы, презентации и видеоролики по теме.
Еще большим толчком для разработки и развития цифровых, образовательных ресурсов поспособствовал пандемия «Ковид-19». Цифровизация стала темой номер один, когда пандемия коронавируса 2019 года вынудила многие страны мира перейти в онлайн режим обучения. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелович Токаев в своем послании народу Казахстана подчеркнул необходимость устранения цифрового неравенства, обеспечения максимального доступа в Интернет и качественного доступа для всех граждан страны. Полному охвату Интернетом мешает малочисленность населения Казахстана и большая территория.
Постановлением санврача IV четверть 2020-2021 учебного года ученики и студенты были переведены на дистанционное обучение. Школы Казахстана были закрыты почти на 12 месяцев.Дистанционное обучение застало врасплох многих учителей, потому что не знали, на что сделать акцент и как провести хороший онлайн-урок.Цифровые ресурсы помогли многим учителям решить эту проблему, но им все равно приходилось использовать традиционные инструменты ввиде тестов и книг.
Основным методом коммуникации учеников и учителей стали трансляции урока на телеканалах «Эл Арна», «Балапан» и мессенджеры WhatsApp и Telegram. На телеуроках основные школьные предметы всех классов преподавались на казахском и русском языках, и на каждую тему отводилось десять минут. К сожалению отечественная система образования не смогла обеспечить надлежащее распространение информации. Обучение проходило в форме симбиоза Ватсапп, телеуроков, онлайн-платформ и приложений. Пандемия 2019 года определила, что делать в случае возможных случаев, это был большой опыт для образования Казахстана. Использование аудиовизуальных материалов на уроках не ново. Поскольку фильмы впервые изучались как средство обучения солдат во время Второй мировой войны, учителя поняли силу аудиовизуальных материалов для вовлечения учащихся, повышения их мотивации и улучшения учебного процесса.
Видеоконтент, относящийся как к истории Казахстана, так и к всеобщей истории, в основном доступен на видеохостинге YouTube, большая часть роликов в основном были загружены в 2020 году. Контент, связанный с историей Казахстана, в основном на казахском языке. Доступны видеоролики зарубежных блогеров по истории Казахстана на русском и иностранных языках. Самым популярным YouTube-каналом по истории Казахстана на данный момент является канал «Тарих Марих»[2]. Канал транслирует видео на казахском и русском языках. У автора канала свой стиль анимации и его голос приятен слушателю. К сожалению, видео редко выходят на канале. Иногда даже раз в полгода.Есть и YouTube-каналы для выпускников, которые помогают подготовиться к ЕНТ (Единое Национальное Тестирование) по предметам История Казахстана и Всемирная история. Например, канал «Достык билим»[3].На этом канале школьные учителя разбирают вопросы ЕНТ и показывают, как на них отвечать. Обучают эффективным способам подготовки к тесту. Есть также каналы для общих исторических личностей и исторических событий. Однако содержание и качество видео, размещаемых такими каналами, низкое. В качестве видеоконтента на таких каналах берутся сомнительные и популистские темы, такие как «Казах ли Чингисхан?», «Казах, угрожавший Сталину». Одно видео одного из этих каналов набирает не менее ста тысяч просмотров. Этот факт говорит о том, что они нашли свою аудиторию среди людей. Каналы, которые создают видео в этом формате, включают «Дурыс Тарих» и «Тарих Ман».
Кроме того, национальный канал «Казахстан ТВ» выпустил серию телесериалов о разных периодах истории страны. Сериалы «Дворцовая тайна» о Жангир-хане Букейской Орды, «Ахмет. Учитель нации» об алашском деятеле Ахмете Байтурсынове, «Абай» об основателе казахской письменной литературы Абае Кунанбаеве, «Второй учитель» Аль Фараби, сериалы о героизме Жангир-хана «Орбулакская битва», близком друге Амангельды Иманова, герое «Кейки мерген», «Тар заман» о тяготах темных лет казахской интеллигенции. Эти работы не только транслировались по телевидению, но и выкладывались на канал «Казахстан ТВ» в YouTube. Казахстанские и зарубежные зрители тепло встретили сериалы и оставили свои теплые слова в разделе «комментарии». Эти произведения дополнят любой урок истории и помогают учителю достичь целей урока.
По мнению ученого А. Андреева, Интернет-ресурсы имеют следующие преимущества перед традиционными средствами обучения: «во-первых, большое информационное пространство с дифференцированной педагогически важной информацией, во-вторых, разнообразие форм восприятия информации: графика, звук, анимация.[1]
По предмету истории удобнее использовать видеоконтент, чем по другим дисциплинам. Давать только пустой текст в преподавании истории может показаться слишком непривлекательным и неинтересным в силу особенностей современности. Вы даже можете использовать отрывки из художественных фильмов, которые не были сняты для этой цели, чтобы объяснить и изобразить исторические события.
Например, на уроках истории Казахстана я использую разные материалы: документы, научные труды ученых, цитаты политических деятелей и философов. Также в Интернете нет материала, связанного с искомой вами темой. В этом случае учителю приходится самому готовить материал. Я создал серию видеоуроков по темам занятий, которые веду. Я не только использовал его в классе, но и загружал свои видео на YouTube. Видеоуроки использовались во время пандемии после перехода системы образования РК на онлайн-обучение. Ученики с удовольствием посмотрели видеоуроки и написали свои мысли в комментариях.