Статья:

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ АНИМАЦИИ В АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ

Конференция: CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кудрявцева А.С. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ АНИМАЦИИ В АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(169). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(169).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ АНИМАЦИИ В АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ

Кудрявцева Анна Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В последние годы наблюдается рост интереса к анимации, создаваемой с использованием техник как 2D, так и 3D анимации [1]. В англоязычной практике данный метод совмещения двух типов анимации называется hybrid animation [2, с. 5]; в данной работе будет использован аналогичный русскоязычный термин «гибридная анимация», являющийся буквальным переводом англоязычного термина, как ближайший по значению (схожий на первый взгляд русскоязычный термин «комбинированная анимация» относится, как правило, к совмещению анимации и видеофильма [3]). Для того, чтобы понять, чем вызван интерес к гибридной анимации в современной анимационной индустрии, необходимо рассмотреть специфику 3D, 2D и гибридной техник анимации, особенности их восприятия и использования.

В последние 20 лет наблюдалась тенденция перехода большинства анимационных студий от 2D к 3D проектам; так, например, в 2002 году студия Walt Disney сократила более 500 аниматоров, работавших с традиционной рисованной 2D анимацией, и урезала зарплаты оставшимся на 30%-50% [4].  У 3D анимации имеются безусловные преимущества по сравнению с 2D: во-первых, она позволяет анимировать персонажей и объекты с более сложными дизайнами (множество деталей, технику, объекты со сложной физикой, большое количество объектов и т.д.), на прорисовку которых от руки в каждом кадре было бы затрачено гораздо больше ресурсов; во-вторых, 3D анимация дает возможность использовать заново одну и ту же модель персонажа, что позволяет не отклоняться от дизайна и использовать его заново; в-третьих, 3D анимация, как правило, выглядит более реалистично, открывает возможности для фотореализма [5]; и, наконец, в-четвертых, при помощи 3D можно создавать сцены с гораздо более свободным движением камеры: если в 2D анимации используется плоский фон, 3D анимация позволяет создавать трехмерную среду, внутри которой могут перемещаться персонажи, объекты и камера [2, с. 29-30].

Несмотря на все вышеуказанные преимущества 3D, в последние годы гибридная анимация и применение техник, позволяющих стилизовать 3D анимацию под 2D, начинают набирать определенную популярность; этому может служить примером победа полнометражного мультфильма «Человек-паук: Через вселенные» на кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм» в 2019 году (как и на многих других кинопремиях) [6], который был создан при помощи дополнения 3D анимации 2D анимацией, а также широко использовал приемы, свойственные скорее для последнего типа анимации [5]. 

 

Рисунок 1. В м/ф. «Человек-паук: Через вселенные» используются стилизация под комикс и 2D анимация для эффектов

 

В 2013 году короткометражный мультфильм «Бумажный роман», выполненный при помощи гибридной анимации, также был удостоен многих премий, в том числе и премии «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм [7]. Популярный анимационный сериал «Удивительный мир Гамбола» также активно использует сочетание самых разных стилей анимации, в одном кадре могут быть и трехмерные, и двухмерные персонажи, и сделанные при помощи стоп-моушна [5]. В недавнем полнометражном мультфильме «Митчеллы против машин» (2021 г., Sony Pictures Animation) также активно использовались 2D эффекты наравне с 3D анимацией [8]. Вышеперечисленные примеры – только часть намечающейся тенденции. В чем же заключается причина такого интереса к гибридной анимации?

Необходимо заметить, что изначально гибридная анимация использовалась в качестве дополнения в рисованных мультфильмах с традиционной 2D анимацией: применение 3D давало возможность создавать новые эффекты (один из первых примеров гибридной анимации – светящийся шар в мультфильме 1985 г. «Черный котел» [2, c. 5]), позволяло камере и рисованным персонажам свободно перемещаться в трехмерной среде (к примеру, диснеевские «Красавица и Чудовище» 1991 г., «Тарзан» 1999 г.), облегчало анимацию более сложных движущихся объектов (например, робот из «Стального гиганта» 1999 г., Warner Bros. Animation) [2, c. 28].

 

Рисунок 2. Один из первых примеров применения гибридной анимации в м/ф. «Черный котел», 1985 г.

 

Со временем 3D анимация перестала быть вспомогательным инструментом, но, несмотря на постепенный переход всех крупных студий к полностью 3D анимации, гибридная анимация продолжала применяться в разнообразных проектах, будь то реклама или телевизионные мультсериалы. Однако только к концу 2010-х гг. появляется интерес к гибридной анимации не только с утилитарной точки зрения (3D анимация помогает обойти ограничения анимации двухмерной), но и с точки зрения, рассматривающей комбинирование 2D и 3D анимации как отдельный стиль, эстетическое средство [1]. Привлекательность гибридной анимации в данный момент может быть вызвана несколькими причинами:

  • перенасыщенность ассортимента полнометражных западных мультфильмов конкретно мультфильмами, созданными с применением 3D анимации, стиль которых часто недостаточно уникален;
  • если изначально у 3D анимации, помимо определенных удобств в производстве, имелись преимущества в виде новизны, больших фотореалистичности и зрелищности, то за последние 20 лет такие мультфильмы стали уже привычными;
  • для людей из поколений, которые еще застали обилие традиционно анимированных полнометражных мультфильмов, может быть актуальна ностальгия по характерным элементам из мультфильмов их детства, а для детей и подростков, выросших на трехмерной анимации, 2D даже имеет некую новизну;
  • общая тенденция конца 2010-х – начала 2020 гг. роста интереса к «ретро»-эстетике, к эстетике 80-90-х гг. XX в. [1].

Помимо вышеперечисленных тенденций, современный интерес к гибридной анимации отличается тем, что при ее применении создатели анимационных фильмов стараются не упростить процесс, применив тот или иной вид анимации, а именно сочетать в нем лучшие качества обоих видов анимации. 2D анимация позволяет создавать более «живые» образы, они лишены фотореалистичности и объемности 3D, зато могут ощущаться более естественными, при этом имея больший простор для преувеличений и стилизации [5]. Большая часть упомянутых выше мультфильмов 2010-х гг., где использовалась гибридная анимация (те же «Бумажный роман», «Человек-Паук: Через вселенные»), в основном используют 3D анимацию, которая дополняется 2D эффектами, рендером с определенными настройками, прорисовкой в духе традиционной анимации поверх 3D анимации.  Для «Бумажного романа» даже была создана специальная программа Meander, позволившая аниматорам совмещать функции двух разных видов анимации, легко редактировать как двухмерные линии, нарисованные поверх 3D моделей, так и сами модели [9].

 

Рисунок 3. Процесс работы над анимацией «Бумажного романа» при помощи программного обеспечения Meander

 

Помимо упомянутой выше программы Meander, многие современные программы для анимации имеют функцию совмещения 2D и 3D анимации, например, Toon Boom Harmony [10]. Несмотря на наличие определенных проблем при совмещении двух видов анимации (например, взаимодействие 2D и 3D персонажей, объектов или фонов, которое может выглядеть неестественно при неудачных анимации или проработке их внешнего вида), это достаточно распространенная практика.

Гибридная анимация предлагает для современных анимационных студий новые технические, стилистические и визуальные решения, позволяет использовать лучшие элементы 2D и 3D анимации, сочетая живость традиционной анимации и точность анимации трехмерной. Данный тип анимации является востребованным в силу своей оригинальности, способности соединять в себе и самые современные технологии, и эстетику более старых анимационных произведений; при этом, благодаря наличию разнообразных программ, позволяющих совмещать 2D и 3D. Гибридная анимация может решить проблему конфликта между 2D и 3D анимацией, позволить достигнуть баланса между ними.

 

Список литературы:
1. Mohammadi M. Trends in 2019 animation industry [Электронный ресурс]. – URL: https://medium.com/@maryam.life/trends-in-2019-animation-industry-98e907b45506 (дата обращения: 17.05.2022)
2. O’Hailey, Tina. Hybrid animation: integrating 2D and 3D assets // Taylor & Francis. 2010. 280p. 
3. Кудрявцев М. Виды анимации [Электронный ресурс] // Студия анимации и дизайна «Картонная башня»: сайт. – URL: https://www.cartoontower.ru/node/287 (дата обращения: 17.05.2022)
4. Eller C., Verrier R. Disney Confirms Animation Cuts [Электронный ресурс] // Los Angeles Times: сайт. – URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-2002-mar-19-fi-disney19-story.html (дата обращения: 17.05.2022)
5. Гринкевич М. Использование 3D-графики в 2D-анимации [Электронный ресурс]. – URL: https://dtf.ru/cinema/706718-ispolzovanie-3d-grafiki-v-2d-animacii (дата обращения: 17.05.2022)
6. Spider-Man: Into the Spider-Verse (2018) Awards [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.imdb.com/title/tt4633694/awards?ref_=tt_awd (дата обращения: 17.05.2022)
7. Paperman (2012) Awards [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.imdb.com/title/tt2388725/awards/?ref_=tt_awd (дата обращения: 17.05.2022)
8. Oddo M.V. ‘The Mitchells vs. The Machines’ Featurette Reveals the Animation Techniques Used to Make the Groundbreaking Film [Электронный ресурс]. – URL:  https://collider.com/mitchells-vs-the-machines-animation-explained-video/ (дата обращения: 17.05.2022)
9. Совмещая 2D и 3D анимацию. Создание Paperman [Электронный ресурс]. – URL:   https://medium.com/@scaRy_kRusty/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B0%D1%8F-2d-%D0%B8-3d-%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-paperman-a9e9c64a877b (дата обращения: 17.05.2022)
10. Для каких анимационных проектов подходит Toon Boom Harmony? Интервью с Ириной Голиной-Сагателиан [Электронный ресурс]. – URL:  https://dtf.ru/u/265608-animation-school/905237-dlya-kakih-animacionnyh-proektov-podhodit-toon-boom-harmony (дата обращения: 17.05.2022)