СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА
Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА
Аннотация. В статье рассматривается камерно-вокальное творчество современных композиторов Казахстана в контексте современных тенденций. Актуальность темы связана с необходимостью изучения традиций отечественного камерно-вокального творчества, выявления индивидуальных особенностей творческого почерка современных авторов. В работе были изучены основные жанровые направления, периоды развития этой важной области композиторского творчества композиторов Казахстана. Предпринимается попытка охарактеризовать и проанализировать камерно-вокальное творчество в целом, тенденции творчества на различных этапах развития этой важной сферы композиторского творчества. Важное место в исследовании уделяется вопросу традиций, рассмотрению вопроса влияния камерно-вокального творчества прошлых столетий, на формирование специфики музыкального языка современных композиторов. Анализируются вопросы жанрового своеобразия современной камерно-вокальной отечественной музыки. Рассматривается современный этап камерно-вокального творчества на примере произведений Б. Баяхунова, А. Абдинурова, А. Токсанбаева, произведения которых могут выявить специфические черты композиторского письма современных композиторов Казахстана.
Ключевые слова: творчество композиторов, вокальная музыка, исполнение, индивидуальный стиль, национальные черты.
Введение
В казахской музыкальной культуре песня занимает исключительное место. Песня - это жанр, который на протяжении огромного исторического времени всеобъемлюще передает весь духовный опыт культуры [1, с.192]. Она была неотъемлемой частью жизни народа на протяжении всей истории Казахстана и имеет богатейшие традиции. В казахской песенной культуре проявились характерные особенности народа, его психического склада, сложились свои национальные традиции, так как она создавалась на своем национальном языке, имеющем свою мелодику, образность, семантику и выражающем особенности, специфику национального мышления.
Кардинальные преобразования в Казахстане в начале XX века привели к изменению уклада жизни, появлению новых общественных институтов, что обусловило и новые процессы в культуре, одним из которых является взаимодействие традиций, определившее все дальнейшее развитие музыки. В крупном плане взаимодействующими «полюсами» были национальные и общеевропейские традиции.
Казахская песня обогащается новыми темами и образами, может впитывать не свойственные ей интонационно-ладовые, ритмические черты. Обогащение интонационной структуры, в частности, происходит за счет привнесения в нее мелодического начала, базирующегося на нехарактерной интервалике, трезвучной опорности. Бытование песни также претерпевает изменения: она используется в разных типах музыкального творчества, звучит с эстрады концертных залов и танцевальных площадок, из эфиров радио и телевидения, на улице и в доме. В результате различных влияний значительно обновляется стилевой диапазон песен. Наряду с песнями, сочиненными в традициях казахской народно-профессиональной лирики, отечественное песенное наследие представляют также песни в стиле современной популярной музыки. Продолжает развиваться линия камерно-вокального творчества, прошедшего несколько важных этапов развития.
Цель исследования заключается в обзорном анализе камерно-вокального творчества современных композиторов Казахстана в контексте современных тенденций.
Метод исследования заключается в обзорном анализе научной литературы по теме исследования. Исследование носит описательный характер. В ходе исследования также применяется сравнительный анализ трудов разных композиторов Казахстана.
Результаты и обсуждение
Камерная музыка, как известно, еще с самого зарождения, в основном относилась к области домашнего музицирования, и только в XIX веке появилась на концертной эстраде, и становится неотделимой частью музыкального искусства. История камерно-вокального искусства берет начало со времени исполнения камерно-вокальной музыки на концертной сцене [5, с.16].
В камерно-вокальной музыке есть определенная жанровая специфика, отличающая ее от других видов песенного творчества. Ее отличает тесная связь литературного текста и вокальной лирики, где чаще всего поэтами передаются чувства человека, а сопровождение выступает не только как фон, а как важный дополняющий компонент, подчеркивающий поэтический смысл.
Камерно-вокальное творчество композиторов Казахстана на разных этапах своего развития эволюционировало в соответствии со стилевыми тенденциями. Начиная с первых образцов камерно-вокальные произведения утвердились в творчестве многих отечественных композиторов. К изучению камерно-вокального жанра композиторов Казахстана обращались многие исследователи — Б. Ерзакович, Н. Кетегенова, Г. Котлова, Г. Бегембетова, У. Джумакова и др. Так, в своем иследовании У. Джумакова, изучая творчество казахстанских композиторов 1920-1980-годов, выдвигает идею трех сменяющих друг друга поколений. К первому поколению относятся основоположники отечественного композиторского искусства — А. Жубанов, Е. Брусиловский, Л. Хамиди, М. Тулебаев, В. Великанов, Б. Байкадамов. Второе поколение продолжило формирование и утвердило ее роль в нациоальной культуре. Это большая плеяда композиторов, во главе с Г. Жубановой, Е.Рахмадиевым и их предшественниками К. Кужамьяровым, С. Мухамеджановым, Н. Мендыгалиевым. К этому же поколению относятся молодые по возрастному признаку композиторы, так как им тоже выпала роль утверждения художественных направлений школы: М. Сагатов, М. Мангитаев, Н. Тлендиев, Б. Джуманиязов, К. Кумысбеков, Д. Ботбаев и др. В третье поколение входят Т. Кажгалиев, Ж. Дастенов, А. Серкебаев, К. Дуйсекеев, Т. Мухамеджанов, Ж. Турсынбек, Б. Далденбаев, Ж. Тезекбаев, К. Шильдебаев и др. [2, с.54].
В творчестве композиторов разных поколений можно встретить большое количество камерно-вокальных произведений разных форм и жанров.
Так, например, жанр камерно-вокального цикла представлен многочисленными образцами в творчестве отечественных композиторов, это – (романсы на слова О. Сулейменова, цикл романсов на стихи Абая) Г. Жубановой, творчество которой насыщен образно-эмоциональной сферой, в своих произведениях Г. Жубанова, в первую очередь, отражает духовную жизнь человека, со всеми проявлениями глубоких переживаний и ярких эмоций. Автор часто обращается к различным видам диссонанса, в частности неразрешенным диссонирующим аккордам, которые приводят к ладовой неустойчивости, а также присутствует многотональность. Выдающиеся произведения, написанные Е. Рахмадиевым, написанные в этом жанре, привлекают слушателей и по сей день, своим сочетанием современного духа и национальными традициями. Им были созданы такие романсы и песни как: «Бала ғашық», «Куздер» на стихи М. Макатаева, «Сөйлейді тағдыр», «Ақан сері», «Еске алайық», «Сәкеннің жаңа арқасы») на слова К.Салыкова, «Әкемді күттім», «Келес, келес», «Кешір мені, балалық шақ», «Сағыныш» на слова Т. Молдагалиева, «Ау, қызғыш құс», «Аспандағы бос торғай» на стихи М. Утемисова. Для композитора в романсах поэтическое слово является главным объектом, возможно, поэтому он использует декламационно-речевые элементы. Так же можно услышать в партии певца различные виды речитатива.
В данном жанре так же существуют - цикл песен на слова Абая «Жарқ етпес қара көңілім не қылсада», «Өзгеге көңілім тоярсың», «Ғашықтың тілі – тілсіз тіл» С. Мухамеджанова, вокальный цикл на слова Абая, Цикл на слова К. Идрисова Н. Мендыгалиева.
Жанр песни тоже широко представлен в творчестве казахстанских композиторов и последующих поколений. Среди них – Д. Ботбаев (количество песен 25 песен), Т. Базарбаев (более 200 песен), Бейбит Оразұлы (около 70 песен), С. Еркимбеков (11 песен), Л. Жуманова (около 10 песен на слова К. Калыкова, Т. Молдагалиева, М. Макатаева).
Вокальный цикл широко представлен в творчестве Б. Баяхунова. К этому жанру композитор обращается в разные периоды творческой деятельности. Так, в 1957 году композитором написан вокальный цикл на стихи Я. Шиваза, в 1961 году – вокальный цикл на стихи поэтов Азии, в 1977 году – «Монолог» на стихи Омара Хайама, в 1979 году – вокальный цикл «Больная кукла» на стихи советских поэтов, в 1991 году – вокальный цикл «8 японских трехстиший» на слова М. Басе, в 1994 году – цикл «Из лирики китайских поэтесс», в 2008 году – вокальный цикл «Agnus Dei», в 2011 году – цикл «Стрела Махамбета» (на собственный поэтический текст). Следует подчеркнуть своеобразие выбора литературных источников, поскольку композитор, в целом, нередко обращается к восточной поэзии, а именно, – к наследию японских и китайских авторов, персидского, дунганского поэтов.
В этом направлении вопрос взаимодействия двух культур Запада и Востока широко рассматривается в исследовании У. Джумаковой: «Социально-политическая идея существования двух миров (Восток-Запад), получившая особое распространение в середине XX века (1960-1970-е годы), отражалась в обособленном изучении художественных процессов, относящихся к восточной и западной специфике музыкального искусства, причем в контексте их иерархического представления. В современной казахской национальной культуре разделялись процессы восточного и западного генезиса: национальное противопоставлялось общеевропейскому, композиторское творчество- традиционному» [2, с.34].
В творчестве композитора А. Исаковой мы также можем наблюдать значительное количество произведений, написанных в жанре вокального цикла. Это – «Цикл песен на слова негритянских поэтов», вокальный цикл «О море» на слова Н. Букина, песни на стихи Р. Бернса, вокальный цикл на стихи казахских поэтов «Я славлю солнце», цикл «Духовные гимны на стихи из Псалтыря».
Данному камерно-вокальному направлению уделяли достаточно пристальное внимание такие авторы, как Т. Мухамеджанов – «Вокальные циклы на стихи китайского поэта Ли Б» и «Цикл на стихи Абая», Б. Аманжол «Вокальный цикл на стихи Гарсии Лорки», С. Апасова «Вокальный цикл на стихи Ф.Г. Лорки», А. Бестыбаев (Цикл на стихи Т. Бердиярова (1977-1978), Л. Жуманова (Цикл песен для тенора на слова Л. Кушнарева «Еще ты вспомнишь обо мне», «Я слушаю тихое пение», «Сирень», «Чужое горе», В. Новиков (Вокальный цикл «Откровения» на стихи М. Цветаевой (1991).
Большую роль в развитии этого жанра сыграло творчество Т. Базарбаева, представившего более двухсот различных песен и романсов, разнообразных по тематическому содержанию и мелодическому характеру. Композитор обращается к таким поэтам, как: Н.Шакенов, М.Макатаев, А.Кунанбаев, Ф.Онгарсынова. В его вокальных проиведениях преобладает лирическое начало, музыкальный язык понятный, мелодический рисунок разнообразен.
Также, большую популярность в творчестве композиторов приобрел жанр романса. В этом жанре написано немало прекрасных вокальных миниатюр, которые входят в репертуарные программы вокальных исполнителей, – как в Казахстане, так и за рубежом. Касаясь данной жанровой области, следует упомянуть такие произведения, как шесть романсов М. Сагатова, Два романса Н. Мендыгалиева (1963), «Казахский вальс», «Булбул» Л. Хамиди, Два романса на стихи Ф. Шаляпина (1983), Семь романсов на слова А. Фета (2011), Пять романсов на стихи А. Блока «Зазеркалье» (2011) А. Исаковой, «Три старых романса» для баритона и фортепиано (1982), Баллада «Амазонка» для сопрано и фортепиано (1983) В. Новикова, Два романса А. Токсанбаева (1988), романсы, песни, дуэты А. Жайымова (1995-2004, всего 24), романс на слова Т. Васильченко «Как прощался с солнцем ясный день» (1990) С. Апасовой, около 10 романсов и песен В. Миненко [3, с.27-29].
Исходя из историко-стадиального понимания законов развития жанров музыкального искусства, можно проследить основные этапы эволюции камерно-вокального творчества в творчестве композиторов Казахстана. И в то же время можно отметить общность, отличающую множество камерно-вокальных произведений композиторов Казахстана. Одно из первостепенных качеств камерно-вокальной музыки — это продолжение традиций профессионального музыкального творчества. «Высокий профессионализм и опора на национальные традиции всегда были и остаются обязательными условиями полноценного творчества и залогом художественного прогресса» - считал композитор Еркегали Рахмадиев [4, с.119].
Стилевые основы камерно-вокальной музыки многообразны. Они складываются на основе преломления традиций казахского народного творчества, а также традиций европейской академической классико-романтической музыки. В романсах отечественных композиторов можно выявить яркое национальное своеобразие. Для концертмейстера и певца, в исполнительском плане очень важно приблизиться к национальному духу как способу постижения художественных задач в произведениях. Конечно, без нужного погружения в национальный колорит и традиционное искусство, не будет должного результата в постижении стилевых особенностей письма казахстанских композиторов.
Камерно-вокальное направление в отечественной музыкальной культуре, получает активное развитие, на сегодняшний многие композиторы обращаются в своем творчестве к нему, что не может не вызывать огромного интереса как у исполнителей, так и исследователей.
Так, в качестве яркого примера можно привести творчество А. Абдинурова, который часто обращается к таким жанрам, как романс и песня. Автор еще со времен студенческого периода начал сочинять различные романсы и песни. Среди них: романсы «Ғашық болу» на стихи И.Исаева, «Жеңеше», «Кең дала» на слова А.Бактыгереевой, «Аққу домбыра» «Осындай өлке қайда бар?», «Туған жердің шырайлы шың-құздары» на слова А.Асылбекова, «Толқын» и «Жұлдызды- жүзік,айды алқа ғып берейін» на слова М.Жумабаева, «Есіңде бар ма жас күнің», «Жолға шықтым бір жым-жырт түнде жалғыз» на стихи А.Кунанбаева а так же другие. Обращаясь к данному жанру, композитор создает романсы с яркой мелодической линией, своеобразным выбором ритма и темповых обозначений, насыщенностью гармонии, и разнообразием фактурного решения в фортепианной партии. Все эти способы музыкальных выразительных средств, усиливают и раскрывают в первую очередь поэтический смысл, что, по словам самого автора, – являются одним из главных вдохновителей для создания какого-либо произведения. Среди его сочинений можно встретить немало песен для голоса и фортепиано, на стихи поэтов, таких как: С.Жиенбаев, Қ.Мырзалиев, Қ.Төлеметов, Ә.Аймақ, Ы.Сапарбаев, сыгравшие немалую роль в развитии камерно-вокального и камерно-инструментального жанра в отечественном композиторском творчестве. С.Абдинуров учился у К.Кужамьярова, и ему посчастливилось застать время, когда создавали свои шедевры такие выдающиеся композиторы, как Г.Жубанова и Е,Рахмадиев, что несомненно не могло не отразиться и на его профессиональном формировании как композитора.
Одним из современников, сочиняющий в камерно-вокальном жанре, является А.Токсанбаев,автор одного из ярких и выдающихся произведений - концертного кюя «Жарылкасын» для фортепиано и струнного оркестра. Композитор пишет в разных жанрах, наиболее востребованы в его творчестве симфонический, камерно-инструментальный, песенный, камерно-вокальные жанры. Среди песен: «Ертіс толқыны», «Жидебай түні», «Семей таңы», «Шар мен Шаған арасы», «Шыңғыстау табиғаты» на слова С.Тургынбекова, «Алатау» на слова К.Әзербаева, «Бозторғай» на слова С.Мәуленова, Его произведения прекрасно сочетают в себе черты академической музыки с формами джаз-рока. В его песенных сочинениях присутствует многообразие ладо-гармонических решений,частая полиритмия, и политональность, что является присущим традиционной музыке.
Заключение
Таким образом рассмотрев камерно-вокальные сочинения казахстанских современных композиторов, можно утверждать, что в своих произведениях композиторы воплощают в первую очередь поэтический смысл, который является главенствующим в создании художественного образа. Хочется подчеркнуть, что современные композиторы вносят огромный вклад в сохранение и пропаганду казахской художественной литературы, обращаясь к таким поэтам как: А. Кунанбаев, М. Жумабаев, К. Мырзалиев и мн.др. В целом, творчество казахстанских современников развивается в разных жанрах, его отличает следование национальным песенным традициям. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что камерно-вокальное творчество, с его поэтическим главенствующим началом, берет верх в формировании и воздействии на слушателей, в частности на казахстанское молодое поколение. Ведь главными образами поэтического текста выступают такие важные ценности, как- честность, храбрость, милосердие, любовь и высоко-нравственность человеческого духа. Композиторы в свою очередь воплощают все эти образы, используя в музыкальном тексте различные мотивы с вариационными преобразованиями, в партии фортепиано метод «инструментальной разработки», имитируя различное звучание национальных инструментов (домбра, кобыз, сыбызгы и т д). Естественно, каждый из авторов использует различные методы письма сквозь призму своей особой композиторской индивидуальности.
Камерно-вокальное творчество современных композиторов Казахстана свидетельствует о высоком уровне развития, о том, что оно во многом продолжает традиции традиционного песенного искусства. Оно обновляется новым содержанием, формами, средствами музыкальной выразительности. Музыкальные примеры современных авторов демонстрируют новейшие тенденции камерно-вокального творчества композиторов Казахстана, которые способствуют их популярности и спросу у слушателей.