ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ
Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ
Очевидно, что рекламные задатки зародились еще с появлением торговли, а именно в X-XI вв. Исходя из этого, мы проследим за развитием рекламной тенденции, начиная с Древней Руси.
Так, в период Древней Руси, впервые купцы стали использовать различные способы зазывания покупателей: они нанимали коробейников или так называемых «зазывал», которые придумывали коротенькие стишки про товары, а также, на проводимых ярмарках часто были распространены выкрики и различного рода прибаутки в шуточной форме.
Зазывалы могли ходить по улицам вдоль торговых лавок и во весь голос расхваливать лавки и продающиеся в них товары.
Зачастую выступления могли сопровождаться даже театральными представлениями и веселой музыкой. Как раз в это время появляется и первая антиреклама, которая представляла собой остроумные ответы на выкрики зазывал. Необычным и весьма оригинальным средством рекламы стали лубки, которые еще называли фряжскими или потешными листами.
Они представляли собой народные картинки.
Такие рисунки печатались на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивались вручную. Если говорить о первом упоминании лубков, то оно относится к XVII веку так же, как и первая письменная реклама [1, с. 90].
При Петре I печатная реклама начинает набирать свои обороты, и в 1703 году выходят петровские «Ведомости», что свидетельствует о появлении настоящей прессы. Здесь начинается публикация небольших объявлений о купле и продаже товаров, расположении магазинов и тому подобное. Как правило, рекламу размещали на последней полосе.
Печатали объявления и о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки.
Вторая половина XIX века вносит свои краски в развитие отечественной рекламы. Интересным фактом является создание специализированных бюро, которые вели активную деятельность в плане продвижения товаров, также улучшилось техническое оснащение типографий. Благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии листовки и вывески становятся более качественными и красочными [2, с. 169].
XX в. ознаменовался научно-техническим прогрессом, что способствовало появлению новых средств реклам. Таким образом, первая радиореклама появляется в 1920-х гг., а первая телереклама — в 1930-х гг. При этом, после Октябрьской революции частная реклама была запрещена. Необходимо отметить и то, что практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. Советское правительство разрешило торговую рекламу лишь в 1922 году. В газетах вновь стали печатать объявления о купле и продаже товаров, на улицах — развешивать плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь».
Их деятельность была направлена на продвижение товаров государственных предприятий [3, с. 82].
Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось только у государства.
В прессе, в том числе в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах.
К подписным изданиям добавляли буклеты, в которых рекламировали книжную и печатную продукцию. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовали новые продукты [5, с. 176]
На телевидении и радио СССР не было рекламных пауз. Однако небольшие ролики с информацией о товарах иногда вставляли в эфир перед фильмами. Первой рекламой такого типа стало видео о кукурузе, которое выпустили в 1964 году.
Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, которые отвечали за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка [4, с. 162].
После начала процесса перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. Таким образом, на телевидении заняли свое место рекламные паузы, но это еще не все.
В различных газетах и популярных журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний. Возникли частные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ».