Статья:

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Конференция: CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Меметуллаева Э.Р. РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(162). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(162).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Меметуллаева Эмилия Ридвановна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Бобрик Юрий Валерьевич
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

THE DEVELOPMENT OF COLOR PERCEPTION IN FIRST-GRADERS WITH MENTAL RETARDATION IN ART LESSONS

 

Emilia Memetullayeva

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,  Russia, Simferopol

Yuri Bobrik

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Урок изобразительного искусства как сложная многогранная деятельность, активизирует все процессы головного мозга. Это в свою очередь положительно сказывается на развитии нейродинамики первоклассников с олигофренией. Вследствие того, что у детей с олигофренией наблюдаются нарушения восприятия формы, пространства, времени, цветов, изобразительная деятельность является основополагающей в развитии детей данной нозологической группы. Формируя цветоощущения на уроках изобразительного искусства у детей с умственной отсталостью, развивается и положительная эмоциональная составляющая.

Abstract. The lesson of fine art as a complex multifaceted activity activates all processes of the brain. This, in turn, has a positive effect on the development of neurodynamics of first-graders with mental retardation. Due to the fact that children with mental retardation have violations of the perception of form, space, time, colors, visual activity is fundamental in the development of children of this nosological group. Forming color perceptions in art lessons for children with mental retardation, a positive emotional component also develops.

 

Ключевые слова: цветовосприятие, первоклассники, особенности, изобразительное искусство, умственная отсталость, развитие, обучающиеся, восприятие.

Keywords: color perception, first graders, features, visual arts, mental retardation, development, students, perception.

 

Изобразительное искусство – это первый вид деятельности на пути младшего школьника, способствующий его собственному самовыражению. Через изобразительное искусство ребенок познает окружающий мир и выражает свои чувства через бумагу, картон, пластилин, акварель и другие виды детского творчества [1, c. 18].

Изучением изобразительной деятельности как способа формирования познавательной активности младших, умственно отсталых школьников занимались различные исследователи. В их числе такие ученые, как  Грошенков И.А, Головина Т.Н, Шиф Ж.И. Данные исследователи отмечают, что изобразительная деятельность развивает такие сферы психической деятельности, как:

- Познавательную деятельность;

- Речевую деятельность;

- Эмоционально-волевую сферу;

- Развивается мелкая моторика кистей рук;

- Зрительно-двигательные анализаторы;

- Наблюдательность;

- Внимательность;

- Работоспособность;

- Усидчивость [3, c. 104].

Способность к восприятию цвета, по мнению Шиф Ж.И  – это неотъемлемый компонент изобразительного искусства. По мнению различных исследователей, восприятие цвета еще долгое время остается недоступным детям с умственной отсталостью ввиду анатомо-физиологических нарушений сенсорных систем. Ввиду этого умственно отсталые дети еще долгое время не в состоянии дифференцировать цвета [4, c.140]. Т.Н Головина указывает, что изучив основные цвета, дети олигофрены не умеют использовать их на своем рисунке. Разукрашивание объектов детьми олигофренами происходит не в соответствии с действительностью. Трава у таких детей может быть голубой, небо – зеленым. Обучающиеся младшие школьники с умственной отсталостью, не в состоянии понять, что цвет может выступать в качестве постоянного признака предмета или объекта окружающего мира [2, c.101].

В связи с тем, что цветовосприятие умственно отсталыми школьниками на протяжении долгого времени остается проблемой, необходимо воздействие специальных коррекционно развивающих мер [3, c. 82].

Под воздействием правильно организованного коррекционно – развивающего процесса умственно отсталыми школьниками восприятие цвета формируется во всех отношениях. У детей данной нозологической группы значительно улучшается:

-Цветоразличение;

- Улучшаются анализаторные, сенсорные системы;

-Моторика;

-Координация;

- Более правильная дифференцировка цветов [3, c. 84].

Для достижения такого эффекта необходимо соблюдать некоторые особенности в построении урока по изобразительному искусству. Г.В Цикото проведя ряд исследования на эту тему, пришел к выводу, что восприятие детей на цвет лучшим образом происходит в том случае, если ребенку не мешают посторонние раздражители и количество объектов для непосредственного восприятия составляет не больше одного. Исходя из этого, обучая детей цветовосприятию необходимо использовать не более одного объекта простого для анализа и восприятия в процессе рисования [1, c.118].

Коррекция цветовосприятия возможна даже при самых запущенных формах умственной отсталости. В.И Бабушкина доказала, что дети, имеющие интеллектуальные нарушения способны воспринимать помощь взрослого, если процесс обучения не слишком тороплив и интересен школьнику. Исходя из этого, коррекцию цветовосприятия на уроках изобразительного искусства необходимо проводить в умеренном, неторопливом темпе, предлагая ребенку свою помощь [4, c. 18].

Таким образом, на уроках изобразительного искусства под воздействием правильно организованных коррекционно - развивающих занятий, возможно развитие цветовосприятия и цветоощущения. Изобразительная деятельность способствует развитию не только восприятия цвета, но и всем сторонам психической деятельности, что, несомненно, важно для умственно отсталых детей.

 

Список литературы:
1. Вересотская К. И. Зрительное восприятие изображений предметов. М., 1963. 125 с.
2. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1974. 119 с.
3. Симкин, М. Л. Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка : учебное пособие / М. Л. Симкин, Е. М. Симкина. — Кемерово : КемГУ, 2009. — 247 с.
4. Шиф, Ж. И. Воображение как фактор поведения [Текст] / Ж. И. Шиф, Р. Г. Натадзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1972. – 184 с.