ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Конференция: CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
INNOVATIVE SOLUTIONS IN PUBLIC MANAGEMENT IN THE SPHERE OF HEALTH CARE
Anastasia Nefedova
Undergraduate, Moscow Innovative University, Russia, Moscow
Elena Meshchangina
Scientific director, Moscow Innovative University, Russia, Moscow
Аннотация. в научной статье представлены результаты анализа возможности применения инновационных решений в государственном управлении с целью устранения проблем в сфере здравоохранения Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного управления в сфере здравоохранения.
Abstract. The scientific article presents the results of the analysis of the possibility of applying innovative solutions in public administration in order to eliminate problems in the healthcare sector of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issue is due to the need to improve the efficiency of public administration in the healthcare sector.
Ключевые слова: государственное управление, инновации, инновационные решения, сфера здравоохранения, управление здравоохранением.
Keywords: public administration, innovations, innovative solutions, healthcare sector, healthcare management.
Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации невозможен без тщательной проработки вопросов, касающихся системы здравоохранения государства, от функционирования которой зависит качество жизни населения. Соответственно, для Правительства РФ важной задачей выступает организация и построение основ системы развития здравоохранения, где услуги медицины и здоровья предоставляются таким уровнем качества, благодаря которой повышается средняя продолжительность жизни наших граждан. В основе развития системы управления здравоохранения в условиях пандемии лежит национальная программа «Здравоохранение». Ее приоритетными целями и задачами выступает повышение качества жизни населения через его показатели здоровья, увеличение средней продолжительности жизнедеятельности людей и снижение процента хронических заболеваний [1]. Национальная программа «Здравоохранение» включает в себя следующие федеральные проекты, изображенные на рисунке 1.
Рисунок 1. Федеральные проекты «Здравоохранения» России [2]
Наибольшей проблемой реализации национального проекта «Здравоохранение» в кризис пандемии выступает недостаток бюджетного финансирования здравоохранительной системы. С каждым годом бюджетное финансирование здравоохранения России увеличивается, а в 2020 достиг нового максимума в 4,164 трлн рублей. Однако в сравнении с 2019 годом – данный рост оказался незначительным (лишь на 0,117 трлн рублей), тогда как с 2017 по 2018 гг. и с 2018 по 2019 гг. он составлял 0,495 трлн рублей и 0,732 трлн рублей соответственно [3].
На сегодняшний день, российская система управления здравоохранением сталкивается со следующим рядом острых проблем, среди которых [4; 5; 6]:
1. Бюджетный дисбаланс и финансовая фрагментарность при финансировании организаций здравоохранения. Данная проблема особа актуальная в виду неравномерного распределения бюджетных средств на финансирование сферы здравоохранения по регионам и направлениям предоставления услуг медицины и качества здоровья.
2. Присутствие организационных барьеров, возникающих из-за дублирования управленческих функций.
3. Отсутствие принятия альтернативных решений менеджментом сферы здравоохранения, что характеризуется неким соблюдением инертности в управленческой деятельности.
4. Низкая эффективность методов прогнозирования и бюджетирования, из-за чего часто бюджетная смета организаций сферы здравоохранения необъективная и недостаточная для покрытия всех возникших потребностей.
5. Отсутствие прогрессивных методов финансового планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов.
6. Низкая эффективность использования человеческого капитала и реализации его потенциала.
Для того, чтобы их устранить, необходимо предложить основные направления улучшения системы управления здравоохранением в период кризиса пандемии при помощи принятия инновационных решений [7; 8]:
1. Необходимо провести структурную перестройку системы управления здравоохранением, где важно использование принципов адаптивности и модификации.
2. Необходимо при стратегическом управлении системой здравоохранения использовать методику сценарного планирования.
При проведении сценарного планирования важно придерживаться следующих принципов:
- каждый сценарий и случай в будущем трудно прогнозируем;
- для того, чтобы снизить неопределенность в будущем необходимо строить различные сценарии развития событий;
- при каждом сценарии развития событий стратегия системы здравоохранения должна приносить оптимальный экономический успех;
- необходим постоянный мониторинг и оценка внешней среды и план действий для каждого сценария, когда тот или иной фактор, начинают воздействовать на внутреннюю среду организации.
3. Необходимо проведение планирования потребности в ресурсах на основе использования интегральных показателей через использование дополнительного ресурсного потенциала.
4. Важно провести работу по повышению качества подготовки специалистов сферы здравоохранения и ее управления при помощи подготовки учебных программ в высших учебных заведениях по направлению экономики здравоохранения. Несмотря на свою социальную роль, сфера здравоохранения должна включать в себя достижение экономических результатов, ведь лишь тогда будет ее качественное финансовое и ресурсное обеспечение в условиях повышенной нагрузки.
5. Необходима модернизация системы управления здравоохранения в период пандемии с целью ее базирования на принципах децентрализации управления с сохранением ответственности за результаты деятельности на каждом уровне системы.
6. Качественным решением в совершенствования системы управления здравоохранением будет максимальное использование новых технологий и инновации при обеспечении информационной поддержки учреждений, чтобы повысить качество предоставляемых ними медицинских услуг населению.
7. Введение принципа «деньги следуют за пациентом», которые означает, что из бюджета целесообразно финансировать только дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (к примеру, психиатрическая помощь в стационарных условиях).
Таким образом, эффективность системы государственного управления здравоохранением в условиях пандемии обеспечивает надлежащий уровень качества жизни населения и стремительный рост человеческого капитала. С целью устранения актуальных проблем необходимо принятие инновационных решений в государственном управлении сферой здравоохранения.