ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Конференция: CLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Одним из важнейших принципов гражданской службы, закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.
Под профессионализмом понимается глубокое всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.
Для государственных служащих помимо узкоспециальных знаний, необходимых для решения задач в определенной сфере жизни общества, необходимы также знания по крайней мере основ государственного управления и особенностей той сферы общественной жизни, с которой связана служебная деятельность конкретного государственного служащего [2, с. 41].
Д.Н. Бахрах выделяет такие признаки профессионализма государственного служащего, как компетентность, наличие организаторских способностей, оплата, позволяющая не отвлекаться на выполнение иной работы, а также дисциплинированность, выполнение приказов вышестоящего начальника, органов [1, c. 10].
В отличие от профессионализма, компетентность представляет собой практическую реализацию профессиональных способностей и деловых качеств работника, которая выражается в качественном выполнении полномочий. Профессионализм и компетентность гражданских служащих и лиц, поступающих на гражданскую службу, устанавливаются и подтверждаются путем проведения конкурса на замещение должности государственной гражданской службы, аттестации и сдачи квалификационных экзаменов.
Отметим, что в настоящее время теоретические представления о профессионализме, как системе знаний, умений и навыков человека при осуществлении деятельности в определенной общественно полезной сфере несколько изменились.
Так, В. Шкатулла, М. Сытинская предлагают в категорию профессионализма включать также такие элементы как представления о производственных процессах, человеческие качества, необходимые работнику на рабочем месте и состояние здоровья, позволяющее выполнять порученную работу [4, с. 12].
Если строго следовать букве закона, то ни представления о производственных процессах, ни человеческие качества, ни состояние здоровья не включаются российским законодательством в квалификационные требования к гражданскому служащему.
Требования к состоянию здоровья относятся к ограничениям, связанным с гражданской службой: при наличии у гражданского служащего заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации таковой не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.
О человеческих качествах государственного гражданского служащего можно говорить в рамках требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона № 79-ФЗ (аналогичные требования содержатся в Указе Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
Авторы монографии «Современные кадровые технологии в органах власти» предлагают оценивать такие профессионально-этические качества гражданского служащего, как авторитет, степень развития профессионально-этических качеств и уровень ответственности за выполнение служебных обязанностей, честность и неподкупность, степень профессиональной открытости, уважение к людям (гуманизм), преданность государству, преданность целям и задачам, решаемым в ведомстве, справедливость, моральная стойкость, тактичность, культура отношений с вышестоящими руководителями и подчиненными, самоконтроль, самообладание, эмоциональная сдержанность, личная дисциплина, исполнительность, надежность в служебно-деловых отношениях [3, с. 77].