АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена социально-правовым проблемам реализации права на образование людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в Российской Федерации в условиях цифровизации, а также рекомендациям по улучшению положения как материального, так и интеллектуального инвалидов в обществе и иным основаниям, которые мешают реализовывать в полной мере права инвалидов на образование. Ключевые слова: инвалиды, право, образование, Российская Федерация, цифровизация.
В Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2020 года проживает около 12 миллионов людей с ограниченными возможностями, исходя из данных Федерального реестра инвалидов, из них 684,3 тысячи дети, а также 176 тысяч детей школьного возраста и около 10 тысяч абитуриентов.
Одной из важнейших составляющих комплексной реабилитации инвалида, которая обеспечивает инвалиду определенную самостоятельность, является обучение – это центральное право всех людей в международном законодательстве. Об этом также говорится в 19 статье Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
С появлением цифровых технологий в повседневной жизни приобретение знаний облегчилось.
Об этом говорят данные ЮНЭСКО, что 90% детей школьного возраста с ограниченными возможностями не посещают школу, а также, исходя из опыта других стран, наиболее эффективным способом образования является использование компьютерных систем в учебном процессе, т.к. сегодня более 70% инвалидов, проживающих в Норвегии, Нидерландах и Финляндии, получают профессиональное образование с использованием информационных технологий.
В этом году будут подводиться ключевые итоги этой программы, за время ее действия она уже принесла плоды. Такие как: с 1 января 2017 года начал функционировать Федеральный реестр инвалидов, в 5 раз увеличилось количество телевизионных передач, которые поддерживают субтитры, число школ адаптированных под потребности детей с ограниченными возможностями увеличилось с 2% до21,5% и т.д. [1].
Также внедряется единая информационная система социального обеспечения, интегрирующая все меры социальной поддержки инвалидов. Информационные технологии помогают в трудоустройстве таких граждан.
В ряде регионов — Самарской, Тюменской, Владимирской областях и Ставропольском крае — реализуется пробный проект, в рамках которого осуществляется электронное взаимодействие всех ведомств, оказывающих поддержку инвалидам.
Необъятным пространством для образования людей с ограниченными возможностями является смартфон, который является неотъемлемым предметом повседневной жизни каждого.
В жизни инвалидов смартфон может облегчить множество дел, для которых требовалось приложить, казалось невозможные усилия для инвалидов. Сейчас же эти дела можно сделать в пару кликов. «Благодаря существующим технологиям решена проблема информационного обеспечения, что делает меня полноценным и равноправным научным и творческим работником» - говорит Александр Суворов, единственный профессор и доктор психологических наук в России, у которого отсутствует слух и зрение. Для реализации и помощи в общении с устройствами нового времени помогает благотворительный фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» - это фонд, который проводит большое количество обучающих программ с технологиями. Например, людей, пользующихся смартфоном и возраст, которых выше 60 лет, крайне мало. У "Полигона" есть виртуальное измерение – специальный сайт, где находится информация в общем доступе о разных гаджетах, инструкции по пользованию ими, комментарии покупателей [2].
По данным Международного института инвалидов, в США использование компьютерных технологий в обучении людей с ограниченными возможностями помогает повысить успеваемость учащихся на 50%, а также улучшает понимание материала на 30%.
Подобной деятельностью активно занимаются большое количество Высших учебных заведений России: Русский гуманитарный интернет-университет (РГИУ), Московский социально-педагогический колледж, Российская академия предпринимательства, а также множество других государственных и негосударственных учреждений. Интересно отметить, что однажды бывший мэр Москвы Юрий Лужков заявил о готовности властей компенсировать расходы на дистанционную поддержку студентов с ограниченными возможностями в негосударственных вузах столицы. По его словам уровень развития IT дает возможность таким людям учиться и работать дома.
В рамках этого проекта студент самостоятельно оплачивает свое образование деньгами, которые ему предоставят городские службы [3].
Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно сказать, что информационные технологии предоставляют принципиально новые возможности для людей с ограниченными возможностями в получении информации, общения, образования, работы. Фактически, они открывают окно в мир для этих людей.
А также, если новые технологии могут существенно облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями, то в будущем изобретения, скорее всего, помогут людям с ограниченными возможностями вести абсолютно полноценную жизнь, ведь уже сегодня для людей с ограниченными возможностями смартфоны и другие технологичные изобретения не модный, современный аксессуар, а жизненная необходимость.