Статья:

ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В., Реморенко М.И. ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(148). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(148).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Реморенко Максим Иванович
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Христофорова Елена Дмитриевна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

STUDYING AND TEACHING HISTORY IN THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA AND IN RUSSIA: TRADITIONS AND MODERN APPROACHES

 

Artem Sharuda

Student, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir

Vladislava Yarmonova

Student, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir

Maxim Remorenko

Student, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir

Elena Khristoforova

Scientific director, Senior Lecturer, FSBEI HE Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir

 

Аннотация. С развитием общества часто встаёт вопрос об изучении и преподавании истории в разных государствах в том числе и в странах Центральной Азии, а также в Российской Федерации. Очень важно не забывать традиционные подходы, а также оставаться в курсе современных, передовых новшеств в данной теме. Это может быть полезно как для обывателя, так и для преподавателя и ученика.

Abstract. With the development of society, the question of the study and teaching of history in different countries, including Central Asia and Russia, often arises. It is very important not to forget traditional approaches, and also to stay abreast of modern, cutting-edge innovations in the given topic. This can be useful both for the layman and for the teacher and student.

 

Ключевые слова: методы преподавания истории, традиции в преподавании истории, современные подходы в преподавании.

Keywords: methods of teaching history, traditions in teaching history, modern approaches to teaching.

 

Актуальность данной темы сложно преувеличить, ведь в странах Центральной Азии, ставшими независимыми после распада СССР, правительство, в ходе реформирования и перестройки взялось за развитие и преобразование традиционных систем образования. Именно поэтому данная тема так важна, ведь подобные нововведения позволяют выйти на новый уровень преподавания с учётом особенностей человеческого капитала, а также придерживаясь старых целей – повышение конкурентоспособности как на уровне страны, так и на международной арене. Система образования, которой в странах центральной Азии придерживались во времена Советского Союза, оказалась малоэффективной в условиях рыночной, постоянно меняющейся экономики. Именно поэтому необходима была модернизация всех сфер, в том числе и изменение методов преподавания истории в высших, средне профессиональных и школьных учреждениях. Всё это было необходимо в контексте резко изменившегося рынка конкуренции, что так же вызвало необходимость изменения модели передачи информации и обучения в целом.

Таким образом, данная проблема затронула и аспекты, тесно связанные с преподаванием истории. Это было вызвано не только изменившейся национальной повесткой и изменениями в мировом аспекте развития государств данного порядка, но и вопросом модернизации процесса обучения и преподношения исторических событий в контексте развития государства, а также значительных изменений на международной арене. 

Всё это положило своё начало для формирования в странах Центральной Азии модернизированного и последовательного подхода относительно укрепления и повышения общих национальных стандартов. На основе данного выбранного курса дальнейшей работы можно сделать вывод, что именно такой путь развития и обуславливает значимость имеющегося слоя компетентных специалистов в сфере образования. Всё это проявляется не только в контексте изменившихся правил и возможностей для ведения уроков истории и преподавания данного предмета, но в совокупности мер, предпринятых для улучшения образовательного процесса для всех групп обучающихся.

Применение на практике современных образовательных технологий, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся [1, С. 360].

Таким образом, внедрение новых технологий, а также изменение самой структуры преподавания позволило сделать данный процесс более продуктивным, интересным и лёгким. Взамен предоставления уже готовой, переработанной и отшлифованной информации для заучивания в рамках нового подхода преподавания были придуманы другие методы, которые подразумевают самостоятельный поиск и переработку информации под наблюдением учителя или преподавателя. Одним из главных новшеств, привнесённым с реорганизацией учебного процесса стало привнесение элементов так называемой «доступной среды», которая подразумевает совместное обучение детей без ограничений и детей с нарушениями здоровья (физического или психологического). Не менее важным является и то, с каким учётом к деталям и индивидуальными требованиям при составлении программы педагоги организовывают учебный процесс для разных возрастов, а именно развитие критического мышления, творческих навыков, коммуникативности в наиболее комфортных условиях в зависимости от уровня сфорсированности психики.

Учитель является ключом к развитию у учащихся компетенций XXI в. и реализации целей образования. Однако, история, как и большинство других школьных предметов невозможно изменить, что касается как методов преподавания, так и сути излагаемого материала. Несмотря на все преобразования, модификации, а также коренные изменения в политической, социальной, экономической и других сфера жизни, важную роль в системе образования играют так же и традиционные методы преподавания истории. Один из важнейших таких методов применяется в большинстве развитых стран на постоянной основе несмотря на то, что популярность свою приобрёл ещё очень давно. Таким методом является практика показательного или наглядного предоставления данных об исторической науке. Не менее важным из классических методов является такой вариант преподавания, при котором всю необходимую информацию ученики получают из монологической речи преподавателя, что в условиях современных реалий является не только устаревшей, но и признанной признано даже малопродуктивной моделью, так как в контексте переизбытка всевозможных развлечений таким способом удержать внимание и интерес обучающегося крайне сложно.  Именно поэтому в процессе развития методов преподавания истории на первое место сейчас выходит метод исследовательских задач, что формирует посредством таких своих особенностей, как например развёрнутость формулирования и сопоставления данных, умение соотносить различные отдельные факты, а так же рассматривать событие не только с точки зрения хронологии, но и с других сторон проявления, таких как экономические процессы, демографические кризисы и пики рождаемости, а так же увидеть взаимосвязь отдельных процессов в совокупности проявлений как в контексте одного государства, так и в масштабе всего мира. Именно такой переход от традиционных методов преподавания к современным и отличает в выгодном плане развитие процессов обучению истории в странах Центральной Азии.

Что же касается преподавания истории в России, то, стоит отметить, что оно тоже претерпело значительные изменения, ввиду развития общества, государственных переворотов, усовершенствований моделей создания, преобразования, хранения и передачи информации, а также в процессе изменения запроса населения [12, С. 86].

Всё это до сих пор меняется и влечёт за собой необходимость постоянного, беспрерывного образования как для учителя, так и для преподавателя, что наиболее характерно отражено в рамках современной политики просвещения России. Подобные интеграции прогрессивных, инновационных, общественно важных проектов формируют не только современное всесторонне развитое общество, но и традиционные методы, которые являются частью образовательного процесса многие десятилетия эффективно применяются до сих пор в рамках современного подхода преподавания и изучения истории в России.

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) справедливо относит Россию к пятерке стран с лучшими выпускниками школ. Такое место в рейтинге справедливо по мнению большинства, сведущих в данной сфере специалистов, что доказывает высокий численный рост молодых людей с высшим образованием.

Преподавание истории в процессе обучения очень важно, что обусловлено в том числе и установкой данного экзамена как наиболее значимого при поступлении на разные специальности во многих высших и средних профессиональных учебных заведениях. Но не только для науки и просвещения преподавание истории является важным аспектом развития юношеского потенциала, также данная тема активно продвигается в политике государства и направленна не только на увеличение процента, заинтересованного в обучение данной дисциплине, населения разного возраста, но и на улучшение качества предоставляемого для усваивания преподаваемого материала. Всё это проявляется в протекционистской политике государства, а также в её патриотической повестке.

Таким образом, важной частью обучения в любом возрасте является знание истории. Методы преподавания в России данному предмету разительно отличаются в зависимости от потребности учащихся. Основными методами сейчас во многих школах являются современные подходы, которые стали доступны для большинства регионов именно благодаря развитию направленной политики по сохранению исторической памяти.

Необходимо перечислить главные принципы, которые связывают традиционные методы преподавания и современные. К таким, так называемым, общим основам относятся:

  1. Принцип совместного обучения учащихся с ОВЗ и детей без индивидуальных особенностей развития.
  2. Принцип гуманизма.
  3. Принцип терпимости.
  4. Принцип самостоятельности.

Традиционные методы преподавания истории часто используются в качестве опоры для модели преподавания, а иногда, даже применяются в современных школах без изменений.

К таким методам относится словесный способ, который подразумевает ведение дискуссий, проговаривание лекций, диалог учителя и ученика или между учащимися, монолог, полиолог, а также другие методы устного общения. Данный способ наиболее универсальный, так как помогает учащимся не только освоится в новой обстановке, но и основаться путём вступления в диалог или спор.

Не менее популярным является печатно-словесный метод, который чаще всего используется для закрепления материала, путём восприятия информации через альтернативные прослушиванию формы восприятия, доступные людям. Данная форма преподавания в Российской Федерации активно используется во всех учебных заведениях, начиная с дошкольных. Данный способ подразумевает ознакомление с письменным источником и последующим его обсуждением.

Также не стоит забывать и о наглядном методе преподавания истории, ввиду того, что он полезен как для младшего возраста, так и для старшеклассников и даже взрослых людей. Его суть заключается в разборе исторических карт, таблиц, схем, диаграмм, произведений искусства – таких как: фрески, мозаики, лепнины, бюсты, обелиски, статуи, ростральные колонны и прочие элементы материальной культуры, которые передают форму, суть или содержание исторического феномена разных лет.

Самым близким к современности является практический способ, который включает в себя, как взаимодействие обучающегося или группы учащихся с предметом, так и создание и изготовление макетов, моделей, заполнение исторических контурных карт, черчение и составление таблиц. Данный традиционный метод преподавания истории в России, к сожалению, является малодоступным для многих регионов, однако с приходом современных технологий набирает обороты популярности [7, С. 79].

К современным методам преподавания истории в России относится большое количество качественных и плодотворных техник, многие из которых осуществимы благодаря развитию новых технологий таких как интерактивные доски, столы для рисования песком, столы-планшеты, световые столы, использование кинетического песка и магнитов, 2D и 3D проекторов, электронных библиотек с книгами, музыкой, фильмами, текстовыми документами и не только.

Для привлечения современной молодёжи к изучению истории также стоит привлекать такой метод, как чтение исторической литературы и текстов по ролям, что формирует исторический портрет на основе риторики, манеры речи, использовании или избегании оборотов, ссылок на исторических деятелей и литераторов прошлого и современности. Важно также привлекать учащихся к иллюстрированию исторических событий или документов посредством презентаций, видеороликов, изобразительного искусства. Благодаря современному оснащению в России во многих регионах учащимся преподаватель предоставляет возможность самим записать аудиогид по пройденной теме. В зависимости от задания это формирует либо краткость, ёмкость и точность речи в изложении материала или развёрнутость, образность.

Традиции и современные подходы преподавания истории в России и странах Центральной Азии имеют свои схожести и отличия, что сформировано в процессе развития данных стран и уникальном строении общества, общественных отношений, темпами развития и территориальными факторами, проводимой политикой и социальными феноменами, что и обусловило методы и методики преподавания истории.

 

Список литературы:
1. Акимова О. А., Сидорова И. В. Современные педагогические технологии преподавания истории // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 360.
2. Ерёмин В. Н., Кибакин С. В. Реализации воспитательной функции в процессе преподавания истории: проблемы и пути их решения // Научные вести. 2019. № 4 (9). С. 20-35.
3. Жукова В. С., Ильина О. В. Использование активных методов в преподавании истории в школе // Источник. 2019. № 2. С. 26-28.
4. Зайцева О. Ю. Современные педагогические технологии преподавания обществознания и истории // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 2 (66). С. 193-197.
5. Кодирова Д. Ш. Инновационные методы в преподавание истории // Мировая наука. 2020. № 4 (37). С. 277-279.
6. Коротких Т. Г. К вопросу о реализации историко-культурного стандарта в преподавании истории // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 5-7.
7. Назарова А. А. Инновационные технологии преподавания истории в средней школе // Студенческий вестник. 2021. № 15-1 (160). С. 78-80.
8. Наумова Г. Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2020. 237 с. 
9. Пазин Р. В. О концепции преподавания учебного курса «История России» // Преподавание истории в школе. 2021. № 1. С. 8-9.
10. Потапина М. В. Особенности преподавания курса «История» в колледже // Вестник научных конференций. 2018. № 6-2 (34). С. 163-164.
11. Сергеева А. И. Методические аспекты преподавания истории в школе в эпоху борьбы с коронавирусом // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 15-20.
12. Сидорова Н. К. Методические аспекты преподавания истории в условиях реализации ФГОС // Вестник науки и образования. 2021. № 8-2 (111). С. 86-89.
13. Скорова Л. А. Историко-культурологический подход в преподавании истории в школе // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 7-10.
14. Тинякова Е. А. Информационные и социальные потребности в новых методах преподавания истории // Genesis: исторические исследования. 2017. № 2. С. 12-21.
15. Шоган В. В.  Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 433 с.
16. Эргашева З. Ш. Преподавание истории // Экономика и социум. 2018. №11(54). С. 1199-1201.