ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ИСТОЧНИК СТРЕССОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ПРИ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ.
Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ИСТОЧНИК СТРЕССОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ПРИ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ.
Аннотация. Актуальность. На данный момент проблема стресс-менеджмента поведения в Вооруженных силах России (ВС) как никогда актуальна. Это связано с политической ситуацией в мире, с нестабильностью ситуации в стране, с модернизацией вооруженных сил и повышением требований к личности военнослужащих. В условиях поддержания высокой боевой готовности солдаты постоянно находятся в различных стрессовых ситуациях и, применяя стресс-менеджмент, преодолевают их с разным уровнем работоспособности. Для повышения эффективности управления стрессом и повышения качества военной службы важно изучить особенности поведения солдат по управлению стрессом. По результатам можно сформулировать дальнейшие рекомендации командирам отделений.
Ключевые слова: Стресс, высокая боевая готовность, стрессогенные ситуации, саморегуляция, дезаптация, комфорт, критерий неадекватности.
Стресс регулируется автономной нервной системой, усиливая симпатическую модуляцию при восприятии угрозы. Многофакторный ответ обычно приводит к значительным модификациям поведения и изменениям гомеостаза, физического и психологического статуса. Более того, стресс - это эмоциональная реакция, которая может привести к психосоциальным и психофизиологическим проблемам. Что касается военнослужащих, военные операции и боевое воздействие являются важными факторами стресса, которые влияют на острую и хроническую реакцию на стресс у солдат, влияя на их работоспособность и здоровье.
Поскольку военнослужащие обычно подвергаются воздействию множества факторов стресса, знание предыдущей подготовки и опыта, а также разработка методов балансировки стресса являются основным практическим применением в этой области исследований для балансировки вегетативной и сердечно-сосудистой систем. Музыка, встроенная в технологию бинауральных ритмов, тренировка двунаправленного сенсорно-двигательного ритма, биологическая обратная связь с вариабельностью сердечного ритма и чрескожная стимуляция блуждающего нерва - основные методы, применяемые для уравновешивания стресса и восстановления гомеостаза тела.
В настоящее время особый интерес вызывает проблема адаптации военнослужащих к условиям службы в связи со спецификой и высокой социальной значимостью деятельности людей в целях защиты интересов государства и безопасности страны.
Служебно-боевая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности своими целями (лишение свободы, уничтожение, и т.д.); Вызовы; условия, в которых оно должно выполняться (опасность, неожиданность, напряжение, динамизм); средства, которыми это делается (оружие, военная техника); возникающие трудности [1].
Профессиональная деятельность российских военнослужащих сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, специфика которых определяется:
1) выполнением служебных обязанностей в условиях, сопряженных с опасностью для жизни;
2) особым регламентом служебного времени;
3) включенностью в различные управленческие системы: «человек - человек», «человек - человек - машина», «человек - техника», «человек - знак»;
4) высокой динамикой социальной и профессиональной мобильности [2].
Призвание и военная служба «являются сильным психоэмоциональным фактором», влияющим на психику и заставляющим людей адаптироваться к новым условиям повседневной жизни. Военная служба - важный, но сложный (часто экстремальный) этап личного развития. При акцентировании (от лат. Accentus стресса) характера эмоционально-волевой или психоневрологической нестабильности, неразвитой способности к саморегуляции психофизиологических состояний влияние стрессовых факторов может привести к нарушению регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности солдат [2].
Согласно концепции адаптации индивида к экстремальным условиям, адаптация - это уровень психической активности, система отношений, определяющая соответствующее поведение индивида, эффективное взаимодействие со средой, средой и успешную деятельность без значительного психоневрологического стресса [3]. Другой автор определяет адаптацию к условиям армии как способность: работать с физиологически приемлемой ценой стресса, способность противостоять воздействию вредных факторов окружающей среды [4].
Несмотря на обилие информации, проблема адаптации военнослужащих на разных этапах службы и боевой деятельности, преемственность этапов адаптации, их психофизиологические и психологические характеристики до сих пор полностью не изучены. Необходимость охарактеризовать текущие экстремальные раздражители, выявить ряд психофизиологических характеристик солдат, которые в одних случаях приводят к адаптации, а в других - к дезадаптации [5].
Поскольку адаптация организма запускается необычными стрессовыми условиями («измененными», «неадекватными» условиями жизни), представляется необходимым принять во внимание современные представления о стрессовой, экстремальной ситуации [5].
В настоящее время условия службы и боевой деятельности характеризуются повышенной информационно-психологической нагрузкой, высоким психоневрологическим стрессом и повышенным потреблением функциональных резервов организма.
Аналогичные результаты были получены при исследовании новобранцев [3]. Влияние конформности индивида на успешность адаптации к условиям среды (природным и социальным) раскрыто в ряде исследований [4]. Авторы сходятся во мнении, что высокие значения социальной конформности вместе с другими чертами личности определяют лучшую приспособляемость человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Многие авторы указывают на важную роль личностной активности субъекта, одной из важнейших характеристик которой является локализация места контроля личности в успешной адаптации к экстремальным условиям (социальному давлению) [5].
Особое место в психофизиологии занимает адаптация в экстремальных условиях. Факторы, влияющие на адаптацию к экстремальным условиям окружающей среды, могут быть социальными и естественными. Постоянная угроза жизни со стороны повышенного фактора риска смерти в результате несчастного случая, или стихийного бедствия может вызвать самые разные психологические реакции от тревоги до развития неврозов и психозов.
Экстремальные условия жизни - это измененные, необычные условия существования человека, которые характеризуются действием ряда психогенных факторов и опасностью для жизни [6]. Экстремальные условия - это крайние значения тех элементов ситуации, которые в своих средних значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются источником дискомфорта [2].
Экстремальные условия - это условия, которые вызывают реакцию организма и человека, находящиеся на грани патологического расстройства. К экстремальным условиям относятся условия жизни человека, характеризующиеся непредсказуемостью, неупорядоченным будущим с несформированными, неясными способами достижения цели субъекта [3]. Аварийная ситуация определяется как ситуация, в которой высока вероятность аварии.
Затянувшаяся экстремальная ситуация крайне негативно влияет на человека и вызывает расстройства поведения, конфликты и социальные отклонения (от позднего латинского deviatio - отклонение). Осознавая опасность для жизни, подводные лодки, пилоты и космонавты имеют постоянную готовность к действию, но не всегда осознают это. Такая готовность, сопровождаемая соответствующим психологическим стрессом в соответствующей форме, является естественной реакцией на опасность. Стабильные индивидуально-психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и преходящие функциональные психофизиологические характеристики способствуют развитию аффективных реакций в нестандартной ситуации. При неблагоприятных обстоятельствах кратковременные аффективные реакции могут привести к глубоким психическим расстройствам, что означает переход в новое качество - болезнь [2].
В целом, как показал анализ литературы, термины «экстремальные факторы», «экстремальная ситуация», «стрессовые факторы» и «стрессовая ситуация» используются в научных статьях одинаково. Конечно, наличие стрессовой реакции характерно для большинства экстремальных ситуаций.
Экстремальные и особые условия деятельности в научной литературе связывают с возникновением психологического напряжения, напряжение рассматривается как самостоятельное свойство ситуации. В некоторых работах раскрываются общие черты дистресса, напряженной ситуации: внезапность, неожиданность, необходимость изменить стереотип деятельности, разрыв отношений, эмоциональное напряжение.
В качестве критерия неадекватности (крайности) условий существования предлагается использовать степень незавершенности процесса адаптации, т.е. признаки частичной или полной дезадаптации. По этому критерию автор делит влияющие факторы на сильные, очень сильные и суперсильные, из которых крайними являются только два последних.
Как показал анализ, в настоящее время нет общепризнанных и достаточно обоснованных критериев, позволяющих выделить экстремальную ситуацию.
Это соответствует позиции ряда авторов о существовании определенного континуума состояний. Под экстремальными факторами понимаются факторы, неравнодушные к организму, а также вызывающие предельно допустимые изменения. Определите условия, при которых стрессоры становятся экстремальными:
а) субъективная оценка риска стрессора (физическая неприкосновенность, целостность социального статуса и т. д.);
б) субъективная чувствительность к стрессору (значимость стрессора);
в) степень неожиданности стрессора;
г) близость стрессора к крайним точкам шкалы «приятно-неприятно»;
д) Неуверенность в продолжительности действия стрессора.
Другие авторы считают, что экстремальные условия и факторы - это те, возникновение которых приводит к состоянию динамической несоответствия, которое характеризуется нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций и приводит к ухудшению качества деятельности. Термин «экстремальные условия» включает «чрезвычайно сильные воздействия окружающей среды», которые находятся на грани допустимого и могут вызывать нарушения адаптации [7].
Таким образом, анализ литературы показал, что служба и боевая деятельность отличаются от других видов человеческой деятельности по своим целям, задачам, условиям, в которых она должна осуществляться, средствам, с помощью которых она осуществляется, и трудностям, с которыми она связана. Экстремальные условия деятельности связаны с появлением психического напряжения, а напряжение считается самостоятельным свойством ситуации. Показано, что не существует общепризнанных и достаточно обоснованных критериев для выделения экстремальной ситуации. Выделены условия, в которых стрессоры становятся экстремальными.