Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
Конференция: CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Не смотря на разработанность проблемы в теоретико-практическом плане, есть необходимость проведения более углубленного исследования с целью получения новых данных.
Целью исследования являлось изучение особенностей связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и разработка, апробация специальной логопедической работы.
Объектом исследования выступали особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Предметом исследования являлся процесс формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Задачами исследования были: анализ общей и специальной литературы по проблеме развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР (III уровень), Изучение состояния связной монологической речи у нормально развивающихся и дошкольников с ОНР (III уровень), анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных, сопоставительный анализ состояния связной монологической речи у нормально развивающихся и дошкольников с ОНР (III уровень), разработка и апробация программы коррекционной работы, доказательство результативности коррекционной работы.
Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов. Связная монологическая речь детей с ОНР (III уровень) характеризуется рядом особенностей: констатируются нарушения логической последовательности, трудности программирования содержания развёрнутых высказываний, нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечается выраженная «немотивированная» ситуативность и спонтанность, низкий уровень используемой фразовой речи, отмечается "застревание" на второстепенных деталях, наблюдаются пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
Анализ общей и специальной литературы по проблеме формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР показал необходимость проведения специального исследования с целью получения более исчерпывающих сведений.
В исследовании принимали участие 7 нормально развивающихся дошкольников, которые составили контрольную группу (КГ), и 7 дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень), которые вошли в экспериментальную группу (ЭГ).
Для изучения связной монологической речи была выбрана методика Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. [1] и были выделены следующие направления:
- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- возможность воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
При изучении состояния связной монологической речи была выявлена существенная разница в КГ и ЭГ. Так, IV уровень успешности выполнения заданий показали 58 % детей КГ, когда в ЭГ данный уровень представлен не был. III уровень успешности был выявлен у 21 % детей КГ, и 22 % ЭГ. II уровень успешности был выявлен у 21 % детей КГ, и 78 % (большинство) ЭГ. Характерно, что I уровень успешности выполнения заданий не был представлен ни в КГ, ни в ЭГ.
В результате работы было установлено, что самостоятельная связная монологическая речь детей с ОНР (III уровень) является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Ограниченные лексические возможности у таких детей выражаются в бедности словаря, в медленном его пополнении, смешении близких по значению и звучанию слов, незнании точного употребления слов, их ограниченном понимании, вследствие чего затруднён процесс познания, обобщения.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что дошкольники с ОНР (III уровень) нуждаются в специальной коррекции связной речи.
Методика, выбранная для формирующего эксперимента, являлась традиционной для логопедической работы с детьми имеющими ОНР (III уровень). За основу была взята методика Глухова [2], Воробьевой [3], использовались методические материалы Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. [4]. Работа проводилась в 2 этапа.
На подготовительном этом этапе происходило обучение:
- восприятию и анализу связных текстов,
- умению совместно составлять плана услышанного текста.
Основной этап включал в себя:
- обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
- обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
Коррекционно-развивающая работа на втором этапе систематизировалась с учётом сложности предлагаемых заданий на каждом занятии. Опорой для начала работы послужил опыт детей, имеющийся у них на момент реализации системы коррекционных мероприятий.
Формирующий эксперимент показал эффективность работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Результаты детей ЭГ приблизились к КГ. Так, IV уровень состояния связной монологической речи представлен не был, как и до формирующего эксперимента. Количество детей с III уровнем увеличилось на 35% (с 22% до 57%). А детей со II уровнем стало на 35% меньше, чем до эксперимента (с 78% до 43%). Детей с I уровнем вновь представлено не было.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что успешность составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР (III уровень) выросла на 11% (среднее значение увеличилось с 58% до 69% на 1 дошкольника). Детям стала реже требоваться развернутая помощь в виде наводящих вопросов. Они стали чаще использовали в своих рассказах связующие элементы, хоть и однотипные. Двое детей стали использовать более сложные и разнообразные грамматические конструкции. У части детей словарь стал более разнообразным, в их рассказах перестали встречаться вербальные (семантические) замены. Но все же у детей еще остались трудности при раскладывании картинок и при уяснении смысла происходящего, по-прежнему отсутствует разнообразие связующих элементов. У некоторых детей присутствуют ошибки, в виде единичных близких словесных замен и длительного поиска слов с актуализацией непродуктивной лексики.
Успешность воспроизведения небольшого по объему и простого по структуре литературного текста у дошкольников с ОНР (III уровень) выросла на 10 % (среднее значение увеличилось с 55% до 65 % на 1 дошкольника). У большинства детей с ОНР (III уровень) стало отмечаться правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов. Дети стали реже допускать пропуски отдельных смысловых и связующих звеньев. Пересказ части детей стал оформлен более разнообразно, использованы разнообразные грамматические конструкции. Но у двоих детей по – прежнему остаются неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций и необходимость наводящих вопросов для построения текста. У некоторых детей продолжают присутствовать поиски слов с непродуктивной лексикой или единичные замены. Работа по развитию связной монологической речи еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работать с дошкольниками с ОНР (III уровня) в этом направлении.