Защита прокурорами экологических прав граждан в судебном порядке
Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Защита прокурорами экологических прав граждан в судебном порядке
Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением природоохранного законодательства является прокуратура.
Прокуроры обязаны активно и грамотно применять весь арсенал имеющихся в их распоряжении правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, привлекать правонарушителей к ответственности, в том числе уголовной, с основной целью предотвращения нарушений этого законодательства.
Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предусмотренные для них Законом о прокуратуре.
Закон предоставляет прокурору право обращаться в суд с исками в интересах граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин не может сам обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам.
Согласно ст. 131 ГПК РФ, в случае обращения прокурора о защите законных интересов гражданина заявление должно содержать обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином или указание на обращение гражданина к прокурору. В случае обращения прокурора в суд в интересах гражданина в защиту социальных прав достаточно приложить к исковому заявлению копию обращения гражданина к прокурору.
Обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм реагирования прокуратуры при выявлении нарушений и используется наряду с другими мерами (например: протест, представление, предупреждение).
Результаты проверок правоохранительных органов показывают, что особое внимание уделяется исполнению водного законодательства. Загрязнение водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, и обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества являются актуальными проблемами, которые необходимо решать для обеспечения экологической безопасности населения.
Основной причиной загрязнения воды является сброс неочищенных бытовых и промышленных сточных вод в водные объекты.
Также материалы прокурорских проверок свидетельствуют о массовости и широком распространении правонарушений, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, значительная часть которых остается безнаказанной. Предприятия не используют новейшее газоочистное оборудование и своевременно не реконструируют существующее оборудование. Согласно Государственному отчету о состоянии и охране окружающей среды в 2017 году, опубликованному Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 44 городах (это 21% от числа городов с регулярными наблюдениями за загрязнением атмосферного воздуха) уровень загрязнения атмосферного воздуха был оценен как высокий и очень высокий.
Таким образом, около 12% городского населения России (13,5 млн человек) живет в условиях очень высокого загрязнения воздуха. В связи с этим прокуратура применяет к нарушителям эффективную меру путем принятия судебных мер по приостановлению эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и возмещению ущерба окружающей среде в результате превышения предельно допустимых выбросов.
Среди положительных примеров практики прокурорского надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования можно привести следующие примеры:
- Тверская межрайонная природоохранная прокуратура при проверке фактов, изложенных в коллективном обращении жителей с. Бологое-2, установила, что часть земельного участка на территории Бологовского завода занята полигоном промышленных и бытовых отходов. Произошел разлив маслянистой жидкости через дренажные канавы в озеро, зафиксирован сток с высокой концентрацией нефтепродуктов, ущерб составил 53,31 млн рублей. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ.
- Решением Светлоярского районного суда удовлетворен иск Волгоградской межрайонной прокуратуры об обязательстве ОАО «БИОТЕК» по ремонту оборудования для очистки промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о возмещении ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Азот» ущерба окружающей среде в результате превышения промышленных выбросов на общую сумму 45,39 млн рублей.
- Прокуратура Красноярского края активно используют судебную форму защиты экологических прав граждан и интересов государства. В 2011 году в суды направлено 1320 исков, из которых рассмотрено и удовлетворено 1022, в том числе 90 - о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду на сумму более 18 млн рублей, 386 - о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, на сумму 51 млн рублей. В 2019 году прокурорами выявлено более 10 тысяч нарушений, с целью устранения которых было принято около 5 тысяч к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тысяч человек. По материалам, направленным в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 94 уголовных дела.
- В прокуратуре Республики Тыва создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа с участием заинтересованных контрольно-надзорных и правоохранительных органов для оперативного реагирования на нарушения в экологической сфере и решения наиболее актуальных проблем в области экологии. За 5 месяцев 2020 года прокуратурой республики выявлено 353 нарушения законодательства в области экологии.
Для прокуратуры предупреждение правонарушений, предупредительно-профилактическая работа является одной из основных работ, вся ее деятельность носит ярко выраженный профилактический характер.
Чем активнее осуществляется прокурорский надзор, в частности за соблюдением природоохранного законодательства, тем выше результат предупреждения нарушений в этой сфере.