Уголовно-правовая политика в сфере защиты права на жизнь
Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Уголовно-правовая политика в сфере защиты права на жизнь
Аннотация. В данной статье рассматривается проблемы уголовно-правовой политики в сфере защиты права на жизнь. Приводится анализ уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за убийство, и статистические данные о количестве лиц осужденных за преступления против жизни. Сформулирован вывод, о необходимости изменения действующего законодательства определения уголовно-правовой охраны жизни человека в качестве ключевого направления уголовно-правовой политики, и дополнения статьи 106 Уголовного кодекса Российской Федерации частью 2, устанавливающей ответственность за убийство матерью двух и более новорожденных.
Ключевые слова: право на жизнь, убийство, уголовно-правовая политика, Стратегия национальной безопасности, механизм защиты.
Известный французский социолог, философ, основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм отмечает, что «на протяжении всей известной человечеству исторической эпохи не существовало общества, не сталкивающегося с проблемой преступности … ее формы меняются, однако всегда и по всюду есть люди, которые ведут себя таким образом, что навлекает на них уголовное наказание» [3, с. 39].
Н. А. Крашенникова обращает внимание на то, что во всех писанных источниках права, дошедших до наших дней, преимущественно содержатся нормы уголовно-правового и процессуального характера, свидетельствующие о политической деятельности государства, направленной на установление специализированного контроля над преступностью [4, с. 151]. То есть можно сделать вывод, что уголовно-правовая политика по существу является одним из первых видов целенаправленной политики государства по защите личности, общества и государства, который нашел свое отражение в правовой форме.
Уголовно-правовая политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по ограничению преступности средствами уголовно-правового противодействия – формулированием законодательства (уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного), производством анализа и обобщения практики применения данного законодательства, выработке и реализации мер, направленных на предупреждение преступности.
Уголовно-правовая политика в сфере защиты права на жизнь, ввиду объекта уголовно-правового регулирования и защиты, выступает в качестве одного из основных и приоритетных направлений российской уголовно-правовой политики.
Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации подчеркивает особое значение уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина и в качестве ключевого направления обеспечения государственной и общественной безопасности определяет необходимость «усиления роли государства в качестве гаранта безопасности личности …, а также совершенствование правового регулирования предупреждения преступности». Однако несмотря на приоритетность права на жизнь к числу ключевых направлений современной уголовной политики Стратегия относит борьбу с преступлениями в информационной сфере, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, распространением наркотиков [2]. Представляется, что подобное отношение к защите права на жизнь является неприемлемым, поскольку статистические данные свидетельствуют о том, что в современных условиях основное право человека – право на жизнь по-прежнему остается без надлежащей уголовно-правовой охраны.
Так, согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о количестве осужденных лиц за преступления против жизни, за период с 2015 по 2019 год за преступления против жизни было осуждено 46 733 лиц, в том числе, 31 093 лиц за убийство (часть 1 статья 105 УК РФ), 8 325 лиц за убийство при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статья 105 УК РФ), 204 лица за убийство матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ), 357 лиц за убийство, совершенное в состоянии аффекта (статья 107 УК РФ), 1 349 лиц за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (статья 108 УК РФ), 5 319 лиц за причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), 75 лиц за доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), 9 лиц за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1 УК РФ) и 2 лица за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (статья 110.2 УК РФ) [5].
Цель уголовно-правовой политики в сфере защиты права на жизнь заключается в создании и практическом применении эффективного механизма защиты права человека на жизнь. К числу основных задач данного направления уголовно-правовой политики относятся выработка форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность данного вида, формирование видов и размеров наказаний, которые отвечают требованиям целесообразности, достаточности и справедливости.
Необходимо отметить, что несмотря на фундаментальный характер преступлений против жизни и существенную длительность действия отдельных норм, в настоящее время система уголовно-правовых норм, устанавливающая ответственность за рассматриваемый вид преступных посягательств, не лишена недостатков.
Одним из существенных несовершенств уголовно-правовых норм, главы 16 Уголовного кодекса Российской Федерации, является отсутствие в качестве квалифицирующего признака в составе, устанавливающем ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ), убийство двух и более лиц.
Если сравнить норму статьи 106 и норму статьи 107 Кодекса, то в обоих случаях в качестве смягчающего вину обстоятельства – основания для отнесения данных составов к числу привилегированных, является психотравмирующая ситуация. Таковая в рамках статьи 107 Уголовного кодекса является следствием противоправного действия самого потерпевшего, потерпевшим же по статье 106 является новорожденный ребенок, которому нельзя вменить подобное. При этом, несмотря на противоправный характер действий потерпевшего, в статье 107 устанавливается ответственность за убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, а в статье 106 – нет [1]. Представляется целесообразным ввести квалифицирующий признак в отношении двух и более лиц, и изложить часть 2 статьи 106 Кодекса в следующей редакции: «Те же деяния, совершенные в отношении двух или более новорожденных».
Представленные данные статистики и рассмотренный недостаток уголовно-правового регулирования обуславливают необходимость внесения изменений в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации в части определения уголовно-правовой охраны жизни человека в качестве ключевого направления уголовно-правовой политики. Сложность стратегии политики в исследуемой области на современном этапе заключается в необходимости учета двух в определенной степени противоположных тенденций: демократизации и гуманизации уголовной политики и устойчивого роста преступного насилия, затрагивающего личную безопасность практически каждого человека, ужесточение и увеличение тщательно спланированных и подготовленных преступлений.
На основании изложенного приходим к выводу, что уголовно-правовая политика является одним из первых видов целенаправленной политики государства по защите личности, общества и государства, который нашел свое отражение в правовой форме. Уголовно-правовая политика в сфере защиты права на жизнь, сегодня, несмотря на фундаментальный характер охраняемого права, не определяется законодателем в качестве ключевого направления современной уголовной политики, что критически оценивается автором работы, ввиду неутешительной статистики и наличия недостатков уголовно-правового регулирования.