Антропонимы как особый разряд имен собственных
Конференция: CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Антропонимы как особый разряд имен собственных
На протяжении многих лет имена собственные занимают особое место в системе лексических средств языка и имеют особое назначение в процессе коммуникации. Анализ лингвистической литературы позволяет выделить ряд характеристик национально-культурного компонента, который служит неотъемлемым атрибутом имен собственных, поскольку они несут информацию о том, к какой культуре и нации принадлежит человек.
Д.С. Ермолович полагает, что имя собственное необходимо для идентификации конкретного объекта и не нуждается в определенной ситуации и уточняющих обстоятельствах [2, c. 9)].
Согласно его точке зрения, оно включает четыре компонента: бытийный (предметность), классифицирующий (объект принадлежит к определенному классу), индивидуализирующий (референт имени) и характеризующий (набор определенных характеристик) [2, c. 12].
Предмет, обладающий именем собственным, называется референтом. Референтами могут выступать люди, животные, организации, географические и космические объекты и т.д.
Многие исследователи в области ономастики предлагали свои принципы систематизации имен собственных. По мнению А.В. Суперанской, наиболее полной и точной классификацией является предметно-номинативная, поскольку благодаря ей мы можем конкретизировать предмет и выяснить его некоторые характерные признаки.
С предметно-номинативной точки зрения имена собственные подразделяются на следующие группы: антропонимы, топонимы, зоонимы, фитонимы и т.п. [3, c. 145].
Антропоним представляет собой имя собственное (или набор имён, включая все возможные варианты), официально присвоенное отдельному человеку как его опознавательный знак [2, c. 38]. В основе их понятийного значения лежит представление о категории, классе объектов.
Антропонимы, как подгруппа имен собственных, изучаются с давних времен и обладают национально-культурной спецификой, которая возникла благодаря историческому развитию. Например, в русской культуре человек носит не только имя и фамилию, но также и отчество, которого нет в Европе и других западных странах.
Антропонимы играют наиболее значимую роль в процессе коммуникации и метакоммуникации, нежели другие разряды имен собственных, поскольку именно они выполняют социальную функцию, состоящую в идентификации личности. Кроме того, имена, фамилии, прозвища содержат в себе культурный код, которые отражает наследие культуры того или иного этноса [1, c. 3].
Ресурсная антропонимика рассматривает антропонимы преимущественно вне их связи с конкретным носителем имени, однако уделяет большое внимание структурному и этимологическому аспектам, словообразовательным возможностям, а также отношениям между словами различных антропонимических категорий. Особым интересом пользуются личные имена, обладающие особой культурологической значимостью.
Имянаречение представляет собой сложный и многогранный процесс, обусловленный различными экстралингвистическими факторами.
Выбирая имя для ребенка, люди стараются выразить свое ценностное отношение к отдельным фрагментам действительности, т.е. через антропоним актуализировать собственное мировоззрение.
По мнению В.И. Болотова значение антропонима можно разделить на два компонента – общий и индивидуальный. Первый характеризует связь понятия, лица и определенного антропонима, тогда как второй вбирает в себя весь спектр оценок конкретного денотата членами различных социальных полей.
Главное отличие этих двух компонентов заключается в том, что общий компонент объективен и нейтрален, а индивидуальный компонент всегда субъективен и эмоционально окрашен [Болотов, c. 6-8].
В современной ономастике существуют различные семантические классификации антропонимов, особенности которых обусловлены спецификой языкового материала, послужившего основой для их составления.
Итак, антропонимы, будучи единицами языка, обладающие национально-культурным компонентом, играют важную роль в процессе коммуникации, что, в свою очередь, обусловливает интерес лингвистов к их этимологии, семантике и классификации, а также привлечение личных имен для проведения лингвокультурологических исследований.
Семантическая составляющая антропонимов является сложным аспектом в изучении имен собственных, так как в семантике имен собственных, как правило, заложен социокультурный компонент.