Инвалидность и социальные стереотипы
Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Инвалидность и социальные стереотипы
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.[1]
Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью терпит изменения на протяжении существования человечества, прежде всего это связано с социально экономическим положением страны, религией, историей культуры и наконец менталитетом.
В связи с эти происходит становление общественного взгляда, мнения в восприятии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь влечет предубеждение в отношении них.
Исследования и опыт (психологов, педагогов, социологов) доказывают, что отношение к людям с особыми образовательными потребностями негативно и полно стереотипов.
Повсюду говорится о равноправии, толерантности и гуманном отношении ко всем. Ведь все мы люди. Каждый человек уникален и индивидуален. Теоретически все это понимают и соглашаются, но когда касается практического применения, то все меняется в противоположную сторону.
Социальные стереотипы к людям с инвалидностью имеют очень сложный характер в нашем обществе. К людям с инвалидность часто относятся с чувством неприязни и страха, как к людям, от которых хотели бы дистанцироваться.
Стереотипы и неверные суждения в отношении людей с инвалидностью сыграли заметную роль в ограничении возможностей включения их в общество и вызвали значительный социальный и личный вред. Например, люди с инвалидностью, на которых уже навешен ярлык «инвалид», могут сталкиваться с дискриминацией при поиске работы, друзей и иногда – даже, когда пытаются воспользоваться своими гражданскими правами.
В качестве примера, хочу привести историю молодого человека страдающего детским центральным параличом, Иван Бакаидов в возрасте 18 лет попал в рейтинг журнала Forbes, как самый перспективный программист до 30 лет. Иван программирует и разрабатывает бесплатные приложения для людей с нарушениями моторики и речи.
Одно такое приложение озвучивает напечатанный текст, называет предмет, на который указывает человек, и позволяет набирать целые слова при нажатии всего одной кнопки.
В настоящее время Иван борется с системой стереотипов и предубеждений со стороны государства и общества, парень, который «научил» говорить множество людей с проблемами речи не может самостоятельно вести дела, так как не может самостоятельно поставить подпись (из-за сокращения мышц), но Иван может расписываться электронной подписью и отпечатком пальца (так расписывается известный американский физик и инвалид Стивен Хокинг), но для этого необходимо пробиться и изменить ряд законопроектов
«Стереотипы об инвалидах, мешают нам жить», говорит чемпионка по фехтованию, певица и мать на инвалидной коляске, Людмила Васильева.
Людмила Васильева перестала ходить в раннем детстве из-за врожденного заболевания.
Однако инвалидность не помешала ей стать мастером спорта, певицей, общественным деятелем и матерью [1].
Людмила вспоминает, что с раннего детства её готовили к надомной работе и жизни с родителями, но благодаря своему характеру, она смогла побороть систему.
В обществе инвалиды считаются особой социальной группой. Социальные тенденции, полные гуманизма и понимания, должны отражать отношение к членам сообщества как к «не таким, как все, другим».
В связи с этим необходимо создание своей, особенной социальной модели восприятия инвалидности и подобная модель была разработана при непосредственном участии людей с инвалидностью.
Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов. Был проанализирован опыт самих инвалидов, что значит быть инвалидом в современном обществе?
Это означает, что инвалидность порождается негативными предрассудками и стереотипами, которые искусственно накладываются на инвалидов, не являются их недостатками.
О чем думает мама «особенного» ребенка детсадовского возраста?
О том, как определить ребёнка в «специальный» детский сад, где малыш будет заниматься, и учиться, где находятся, к примеру, только ребята с ДЦП или слабовидящие дети, их ощущение обособленности только усиливается.
Им становится еще сложнее найти контакт со здоровыми сверстниками.
Если бы мы приняли тот факт, что абсолютно каждый ребёнок имеет полное право быть тем, кем он является и имеет право посещать любой удобный детский сад или школу, например, то в подобной случае мы бы стали думать «что не так» со школой и стали бы учитывать индивидуальность каждого ребёнка.
Социальный подход — это большой шаг для нашего общества, стереотипы и предрассудки по отношению к людям с инвалидностью не передаются по наследству, мы формируем их сами и передаём нашим детям.
По моему мнению необходимо заняться развитием современных подходов к воспитанию толерантного общества. Главной целью должно быть создание неких условий, при которых толерантность проявляется как обычное и естественное качество личности индивида.
[1] Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов.