Статья:

Современное состояние и динамика взяточничества в России

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сергунова М.А. Современное состояние и динамика взяточничества в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и динамика взяточничества в России

Сергунова Марина Алексеевна
магистрант, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Для проведения эффективных методов борьбы с коррупцией следует тщательно обращать внимание на криминологическую характеристику данных преступлений.

Для более полного и объективного понимания степени коррупции в России, для выявления изменений количественных и качественных показателей, а также для формирования действующих искореняющих и предупреждающих методов борьбы с коррупционной преступностью проведем криминологическую оценку состояния взяточничества в России.

Негосударственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International [1] систематически выявляет Индекс восприятия коррупции, который показывает степень коррупционности государственной сферы различных стран.

Индекс восприятия коррупции основан на проведении опросов экспертами данной организации.

Эксперты Transparency International оценивают методологию каждого источника информации, чтобы убедиться, в ее соответствии стандартам качества. В России такая организация действует в форме автономной некоммерческой организации «Центр «Трансперенси Интернешнл - Р»» (Центр «ТИ-Р»), которая была сформирована в 1999 году. Министерство юстиций РФ внесло «Центр «ТИ-Р»» в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Сегодня, данного вида организации существуют в таких городах России как город Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Екатеринбург и Калининград. Индекс  восприятия коррупции ранжирует страны по шкале от 0 до 100 баллов, где «0» - высокий уровень коррупции, а «10», в свою очередь  - нет коррупции. После 2011 года высокий уровень коррупции обозначается как «0», нет коррупции обозначается – «100».

Таблица 1.

Индекс восприятия коррупции в России в период с 1997г. по 2017г.

Год

Баллы

Место/из

1997

2,3

49/52

1998

2,4

76/85

1999

2,4

82/99

2000

2,4

82/99

2001

2,3

79/91

2002

2,7

71/102

2003

2,7

86/133

2004

2,8

90/145

2005

2,3-2,6

126/159

2006

2,5

121/163

2007

2,3

143/180

2008

2,1

147/180

2009

2,2

146/180

2010

2,1

154/178

2011

2,4

143/183

2012

28

133/176

2013

28

127/177

2014

27

136/167

2015

29

119/167

2016

29

131/176

2017

29

135/180

 

Таким образом, согласно данным международной организации «Transparency International» можно сделать вывод, что уровень коррупционности в России высок. На протяжении последних лет Россия набирает 29 баллов, из чего следует положение коррупционной стабильности.

Во многих случаях изменению места России в индексе поспособствовало включение либо исключение иных стран из индекса. В 2017 году Россия делит свое место со следующими странами: Доминиканская республика, Гондурас, Кыргызстан, Мексика, Папуа-Новая Гвинея и Парагвай. Странами-лидерами по минимальной коррупционной деятельности в стране в 2017 году стали Новая Зеландия, набравшая 89 баллов и Дания, которая набрала 88 баллов.

А также Финляндия, Норвегия, Швейцария имеют низкий уровень коррупции. Странами, имеющими наивысший уровень коррупции являются Сомали (9 баллов) и Южный Судан (12 баллов).

Согласно данным представленным в официальных отчетах Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2003 году число осужденных за взяточничество составило 2232 человека, удельный вес которых - 0,3% от общего числа преступлений, в 2004 г. - 1211 человек, где удельный вес составил - 0,2% от общего числа преступлений, в 2005 г.  - 3609 человек, удельный вес - 0,4%, в 2006г. - 4229 человек, удельный вес - 0.5%, в 2007г. -  4869 человек, удельный вес - 0,5%, в 2008г. - 5382 человека, удельный вес - 0,6%, в 2009г. - 5458 человек, удельный вес - 0.6%, в 2010г. - 5392 человека, удельный вес - 0.6%, в 2011г. - 4655 человек, удельный вес - 0.6%, в 2012г. - 3535 человек, удельный вес - 0,5%, в 2013г. - 4813 человек, удельный вес - 0,7%, в 2014г. - 6325 человек, удельный вес - 0.9%, в 2015г. – 6933 человека, удельный вес - 0,9%, в 2016г. – 4919 человек, удельный вес - 0.7% [2].

Так, данные показывают неутешительную динамику роста коррупции в стране. Стоит учитывать, что высокая степень латентности данных видов преступлений имеет место быть.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майор полиции Андрей Курносенко отметил средний размер взятки в России за 2017 год - 328 тыс. рублей.

Стоит отметить, что в 2016 году средний размер взятки составлял 298 тыс. рублей, тем самым размер взятки в годовом выражении вырос на 75%. В 2015 году средний размер взятки - 188 тыс. рублей. Также Курносенко сообщил: «Но часто незаконные вознаграждения намного крупнее» и за 2017 год преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном размере возросло на 21%, и вследствие чего материальный ущерб составил около 43 млрд. рублей [3].

Российская негосударственная исследовательская общественная организация «Левада центр» [4] в 2017 году провела опрос 1600 граждан на тему коррупции в 137 населенных пунктах 48 регионов России, результаты которого выглядят следующим образом: 89% граждан считают недопустимой коррупцию в сфере органов власти, но при этом 25% граждан допускает использование взяток для решения повседневных вопросов.

Доля граждан, расценивающих, что коррупция вполне или в значительной мере состоит в органах власти составляет 79%; тех лиц, которые считают, что органы власти связаны с коррупцией  незначительно или не связаны в целом - 13%. 67% россиян полагают, что коррупция в высших эшелонах власти зависит от президента РФ Владимира Владимировича Путина: 25% - в полной мере, 42% - в значительной мере. 20% граждан частично возлагают ответственность за коррупцию на президента РФ , 6% считает, что глава государства не является ответственным за коррупцию в стране.

Всероссийский центр изучения общественного мнения [5] также провел опрос в 2017 году в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и восьми Федеральных округах среди 1600 совершеннолетних граждан.

Так, опрос показал, что 52% россиян связывают коррупцию с устройством их места работы, 42% возлагают полную ответственность исключительно на лиц,  занимающихся противоправной деятельностью.

Доля лиц, считающих, что уголовную ответственность нужно возлагать на начальствующий состав подчиненного-коррупционера составляет 25%, 64% опрошенных, в свою очередь, возлагают полную ответственность на лицо, нарушившее закон.

Также, мнения респондентов разделились относительно равнозначности наказания для начальствующего состава организации и их сотрудников-подчиненных. 42% опрошенных считают, что наказание руководителей организации должно быть порядком строже, чем рядовых сотрудников; 50% лиц, считают, что строгость закона не должна зависеть от должности работника. «Тот факт, что большинство опрошенных приписывает вину за совершенные коррупционные действия «системе», в первую очередь свидетельствует о том, что эта тема подвержена сильной стеоретипизации, коррупция воспринимается как некое неизбежное свойство системы», - прокомментировал результаты опроса эксперт ВЦИОМ Кирилл Родин.

Коррупция поглощает и приводит в негодное состояние различные сферы государства и общества.

Она подрывает репутацию и престиж страны на международном уровне, уровень экономики страны заметно снижается. Происходит создание коррупционных монополий, разрушается конкуренция и рыночные отношения.

Должностные лица, получая взятку, за выполнение действий связанных с их служебными полномочиями наносят бесчисленный вред организации, обществу, государству.

В результате влияния коррупции на политику государства, строящуюся на основе интересов частных лиц, которые находятся у власти, происходит снижение эффективности государственного управления, граждане перестают верить представителям власти. Отсюда и появляются разговоры о так называемых «купленных» выборах: люди не идут голосовать, так как считают, что их выбор не на что не влияет и уже заранее известны итоги голосования [6].

Также коррупция значительно оказывает влияние на стадию правоприменения. В 2009 году был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ [7]

Данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них и последующего устранения положений нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Так, по данным МВД РФ с 1 января по 30 июня 2017 года среди 63 нормативных правовых актов и 86 проектов нормативных правовых актов, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза, выявлен и устранен всего 1 коррупциогенный фактор [8].

На сегодняшний день коррупционные методы принимают полностью разнообразные формы, преступная логика коррупционеров совершенствуется во избежание уголовной ответственности, предмет взятки масштабно изменяется, появляются новые способы ее передачи.

Начальник ГУЭБиПК Андрей Курносенко отметил, что «Все чаще используются так называемый удаленный доступ, офшоры, аффилированные через третьих лиц, фирмы, различные электронные платежные системы, взятки в виде услуг нематериального характера, факты получения которых доказать гораздо сложнее» [9]

Подводя итог, важно обратить внимание, что сегодня, коррупция в России носит системный характер и тем самым требует системного подхода к решению данной проблемы.

Коррупция - глобальная проблема современности, для разрешения которой требуются эффективные меры предотвращения и противодействия такому явлению.

По нашему мнению,  цель борьбы с коррупционной преступностью в Российской Федерации состоит не в том, чтобы искоренить ее, а в том, чтобы добиться минимально возможного уровня коррупционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности. Вследствие чего, коррупция не будет являться опасностью для национальной безопасности Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон [от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_89553 (дата обращения: 02.05.2018).
2. Берлин П.А. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. - 1910. - С. 23.
3. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. - 2017. - №46. - С. 2.
4. Transparency International: официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: Режим доступа: https://transparency.org.ru/ (дата обращения 02.05.2018).
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения: официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116106 (дата обращения: 02.05.2018).
6. Газета коммерсантъ: официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3242655 (дата обращения: 10.05.2018).
7. Левада-Центр: официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.levada.ru (дата обращения: 02.05.2018).
8. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cdep.ru/corruption (дата обращения: 02.05.2018).