Оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью
Конференция: CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью
В настоящее время дети с умеренной умственной степенью отсталости обучаются по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы. К прогнозируемым результатам освоения данной программы авторы-разработчики относят два вида результатов: личностные и предметные, связанные с «овладением обучающимися содержанием каждой предметной области» [8].
В соответствии с требованиями ФГОС личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве ожидаемых, возможных результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Для оценивания результатов освоения АООП в качестве основного метода предлагается метод экспертной группы, представляющий собой процедуру совокупной оценки результатов на основе мнений группы различных специалистов. Еще одним, широко рекомендуемым в психолого-педагогической литературе методом оценки учебных достижений исследователи является метод наблюдения. Данные методы доступны и содержательны, однако имеют такие недостатки, как субъективность и малоформализованность. Поэтому наиболее целесообразным является использование их в качестве дополнительных инструментов оценивания при наличии более точных методов мониторинга в текущем учебном процессе [7, 9].
Говоря о мониторинге, рассмотрим как трактуется данный термин в отечественной педагогике. Глубокие исследования мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала ХХ века, появились в отечественной педагогике только в 90-х годах (А.И.°Андреев, А.С.°Белкин, В.П.°Беспалько, В.А.°Кальней, А.Н.°Майоров, Д.Ш.°Матрос, С.Е.°Шишов и др.) [5].
Одно из наиболее общих определений данного термина предложил А.Н.°Майоров. По его мнению, мониторинг в образовании – это «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [3].
Также многомерно и объемно, с более подробным указанием методов и средств, описывает педагогический мониторинг Г.А.°Лисьев. Мониторинг он трактует как специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, диагностики, контроля и коррекции, встроенного в систему педагогического управления, выявляющую отклонения от образовательных стандартов, основанную на современных компьютерных и информационных технологиях, а также на методах статистики, обеспечивающую развитие субъектов образования и их взаимодействие [2].
Из данных определений можно сделать вывод о том, что мониторинг подразумевает регулярный сбор информации об объектах контроля, изучение объектов по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений. Также мониторинг предполагает краткость, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс [6].
Педагогический мониторинг, ориентированный на комплексную оценку учебных достижений обучающихся, имеет большое значение для повышения качества образования.
В нормативно-правовых документах, регламентирующих обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отмечено, что система оценки должна «позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений». Также представлены требования к текущей (полугодовой), промежуточной (годовой) и итоговой (за весь период обучения) оценке. Данный подход нацелен на выявление эффективности обучения, но не является достаточно чувствительным, чтобы определить динамику в развитии навыков за небольшие временные периоды. Отслеживание минимальной положительной динамику за короткие промежутки времени позволит педагогам оперативно реагировать и гибко корректировать программы для улучшения результатов обучения.
С целью расширения имеющихся представлений об оценке учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы обратились к зарубежному опыту.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют право на участие в итоговых государственных оценках, основанных на альтернативных стандартах. Однако применение данных стандартов к обучающимся со значительными когнитивными расстройствами недостаточно чувствительно, поскольку учебные достижения могут быть незначительны. Данные стандарты требуют значительной адаптации, часто не отражают того, что учащиеся в состоянии выполнить, не обеспечивают возможность оперативной корректировки программ [1].
В США введена такая система обучения как «response to intervention» («ответ на вмешательство», пер с англ.). Это многоуровневая система учебных вмешательств, которая служит для выявления детей с определенными нарушениями в обучении, предназначенная для обеспечения раннего и эффективного реагирования на трудности обучения и поведения детей и обеспечения уровня интенсивности обучения, соответствующего их уровню потребностей. В данной системе обучения существует несколько уровней вмешательства. Как правило, первый уровень характеризуется постоянным мониторингом успеваемости в общеобразовательном классе. На втором уровне предоставляется интенсивная интервенционная поддержка учащимся, которые не достигли ожидаемых контрольных показателей (т. е. не достигли адекватного прогресса в основной программе, оцениваемого с помощью специального мониторинга). Если учащиеся не реагируют адекватно на второй уровень вмешательства, они получают право на специальное образование.
В США для отслеживания эффективности обучения и определения необходимого уровня поддержки наряду с итоговым оцениванием используется группа формирующих методов оценивания (рис.°1), которые отличаются большей частотой оценок на промежуточных этапах.
Отметим, что формирующие методы оценивания широко используются в основном у учеников, имеющих негрубые отклонения, но не реализуются столь широко в отношении детей со значительными когнитивными расстройствами [11].
Рисунок 1. Виды оценивания
Для формирующего оценивания самыми распространенными являются: мониторинг усвоения материала (мониторинг мастерства), портфолио и оценивание на основе учебного плана. Мониторинг усвоения материала является методом, осуществляющим оценку и выявление результатов освоения учащимися определенного раздела программы, позволяющих говорить о том, насколько ученик освоил конкретные навыки за непродолжительный период времени (например, недели).
Поскольку мониторинг усвоения материала используется для оценки краткосрочных результатов, по окончании изучения небольших разделов, он не позволяет судить о прочности и возможности применять на практике сформированные навыки [4].
Принцип следующего метода формирующего оценивания – портфолио, состоит в коллекционировании индивидуальных достижений ребенка в обучении. Данный подход нацелен скорее на процесс, чем на результат, так как существует большой риск превращения портфолио в бессистемное собрание достижений, не отражающее динамику развития обучающегося.
Метод оценивания на основе учебного плана представляет собой мониторинг и оценку результатов обучения.
Для этого в США используется технология curriculum-based measurement (далее CBM). Данная технология соответствует требованиям, предъявляемым к оцениванию результатов обучения детей с когнитивными расстройствами. Данные требования были сформулированы в работах Б.°Абери, А.В.°Мамаевой, Р.°Тича [1]:
-объективность;
-возможность охватить все аспекты и этапы формирования учебного навыка;
-чувствительность за короткий период;
-чувствительность к минимальным продвижениям обучающихся;
-минимизация временных затрат;
-возможность оценить прочность сформированных навыков в течение длительного времени и возможность их применения;
-надежность и валидность;
-нацеленность на улучшение качества обучения с возможностью быстрой корректировки программ.
Учитель имеет возможность вносить корректировки в учебные планы при возникновении трудностей у обучающихся, что позволяет индивидуализировать и совершенствовать процесс обучения. Апробация данной технологии ведется уже на протяжении 30 лет сотрудниками университета Миннесоты, что доказывает ее надежность и результативность в применении на практике.
После включения в систему образования США детей со значительными когнитивными нарушениями, встал вопрос об усовершенствовании системы оценивания. Так, на основе технологии CBM была разработана технология «general outcome measurement» - новый генеральный формат оценки (GOMs).
Ключевыми положениями новой технологии оценок стали [12]:
- присутствие различных видов помощи, рекомендуемые для оценки результативности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России.
- минимизация продолжительности процедуры обследования.
- распределение на уровни сложности и серии стандартных задании.
- указательный жест в качестве ответа, что особенно значимо в отношении детей с отсутствием общеупотребительной речи [1].
Данная технология представляет интерес для исследователей в России, поскольку достаточно проста в использовании, позволяет оперативно осуществлять мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью, чтобы определить динамику за короткий период времени, обнаружить небольшие продвижения в развитии навыков обучающихся и позволяет педагогам своевременно реагировать и корректировать программы для улучшения результатов обучения.