Модернизация схемы обвязки аппарата воздушного охлаждения
Конференция: CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Модернизация схемы обвязки аппарата воздушного охлаждения
Аннотация. В статье рассмотрена проблема неравномерного распределения расходов охлаждаемого потока по секциям аппарата воздушного охлаждения.
Ключевые слова: охлаждаемый поток, аппарат воздушного охлаждения, трубопровод, нефтеперерабатывающий комплекс.
I. Введение
На сегодняшний день в Омской области располагается достаточно большой нефтеперерабатывающий комплекс, включающий в себя различные установки и аппараты. Одной из проблем является неравномерное распределение расходов охлаждаемого потока по секциям аппарата воздушного охлаждения.
Аппарат воздушного охлаждения (АВО) предназначен для охлаждения или конденсации технологических потоков газа и конденсата. Эксплуатируется на открытых технологических площадках в районах с умеренным или холодным климатом. Температура технологического потока от −40 до 300 °С, давление до 7,5 Мпа. Теплообменные трубы выполняются длиной от 1,5 до 8 м с оребрением в виде накатанной моно- или биметаллической ленты и компонуются в секции. Коэффициент оребрения (отношение полной поверхности оребренной трубы к наружной поверхности трубы по диаметру основания ребер) 9 или 14,6. Мощность установленных электродвигателей составляет 3–100 кВт, что обеспечивает скорости воздушного потока 5–15 м/с в узких сечениях секций [1].
Одними из весомых преимуществ данных аппаратов являются сокращение эксплуатационных расходов за счет использования воздуха в качестве теплоносителя, экологическая безопасность и высокая износостойкость [5].
II. Постановка задачи
Целью настоящей работы является внесение предложений по решению выявленной проблемы аппарата АВО комплекса ЭЛОУ-АВТ.
Задачи:
- Критический анализ аппарата АВО, расположенного на установке атмосферно-вакуумной трубчатки комплекса ЭЛОУ-АВТ.
- Выявление “узкого места”, отрицательно влияющего на технико-экономические показатели производства.
III. Теория
АВО состоит из одной или нескольких теплообменных секций, установленных на металлоконструкции, вентиляторов, которые прокачивают потоки воздуха через теплообменник и приводов вентиляторов (электромоторов). Вентиляторы устанавливаются в специальных диффузорах, которые предназначены для повышения эффективности и направления воздушного потока. Диффузор вентилятора представляет собой обечайку цилиндрической формы, внутри которой размещен сам вентилятор. Теплообменная секция состоит из оребренных трубок, через которые протекает охлаждаемая среда, и коллекторов, к которым подключаются подающий и отводящий трубопроводы и которые распределяют охлаждаемую среду равномерно по трубкам теплообменника. Технологическая среда, которую требуется охладить, поступает в трубки теплообменника. Тепло передается от жидкости к трубкам, а от трубок к ребрам и далее к воздуху, который отводит тепло от теплообменника в окружающую среду [2, с. 3].
Основными параметрами при выборе и проектировании АВО являются:
- производительность
- расчетное давление
- расчетная температура
- материал труб теплообменника (зависит от теплоносителя)
Все параметры указываются в конструкторской документации и паспорте на изделие [3].
IV. Результаты исследования
На установке атмосферно-вакуумной трубчатки комплекса ЭЛОУ-АВТ Омского НПЗ располагается рассматриваемый аппарат воздушного охлаждения. Существующая схема подачи охлаждаемого потока в аппарат представляет собой одиночную трубу с секущей задвижкой. Труба после задвижки врезается в коллектор, откуда поток распределяется по секциям аппарата. Схему обвязки коллекторов можно описать как сложный трубопровод, состоящий из элементов с параллельными и разветвленными соединениями [4].
В результате критического анализа АВО был выявлен существенный недостаток такой схемы соединения - неравномерное распределение расходов потока по секциям аппарата.
Это ведет к ряду следствий:
- неравномерность распределения тепловой нагрузки: наибольшая тепловая нагрузка приходится на ближайшие к секущей задвижке секции и уменьшается по мере отдаления от них, таким образом, что самая дальняя секция почти не нагружена.
- различные значения температур потоков на входе в секции: чем ближе секция к следующей задвижке, тем температура на входе больше, что приводит к неизотермическому типу смешения потоков на выходе из АВО, то есть к менее эффективному теплообмену;
- смещение зоны конденсации в конденсаторах воздушного охлаждения для ближайших к секущей задвижке секций в сторону внутренних трубок, а для дальних - в сторону входного коллектора;
- неодинаковая степень коррозионного износа вследствие неодинаковых значений расходов на входе в секциях: ближайшие к секущей задвижке секции подвержены коррозии в большей степени;
Для решения данной проблемы предлагается изменение схемы обвязки коллекторов подачи охлаждаемого потока в АВО с разветвленно-параллельной на последовательно-параллельную, путем монтажа дополнительного участка трубопровода с тремя секущими задвижками. В результате чего возрастет межремонтный пробег аппарата (за счет оптимального распределения коррозионной нагрузки по секциям), произойдет оптимизация теплообмена вследствие равномерной тепловой нагрузки по теплообменным секциям, а также снизятся теплопотери при неизотермическом смешении потоков.
V. Заключение
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- На Омском НПЗ существует “узкое место”, связанное с проблемой неравномерного распределения расходов охлаждаемого потока по секциям аппарата воздушного охлаждения.
- На основе проведенного анализа работы системы охлаждения на ЭЛОУ-АВТ Омского НПЗ, было предложено возможное решение по устранению проблемы неравномерного распределения потока по секциям АВО, а именно модернизация схемы обвязки данного аппарата.
Список литературы:
1. Газпром: Информаторий [Электронный ресурс], URL: http://www.gazprominfo.ru/terms/air-cooler/ (дата обращения 07.11.2020)
2. Мутугуллина И.А. Устройство и расчет аппаратов воздушного охлаждения (АВО): учебное пособие / И.А. Мутугуллина. – Бугульма:, 2017. – 80 с.
3. Портал теплообменного оборудования: Аппараты воздушного охлаждения – устройство, принцип работы, особенности выбора и расчета [Электронный ресурс], URL: http://www.teploobmenka.ru/oborud/avo/ (дата обращения 07.11.2020)
4. Регламент установки ЭЛОУ-АВТ ОНПЗ (дата обращения 07.11.2020)
5. Торговый дом САРРЗ: Аппараты воздушного охлаждения АВО. URL: https://tdsarrz.ru/produktsiya/apparaty_vozdushnogo_ohlazhdeniya_avo/ (дата обращения 07.11.2020)