АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРСОПАТИИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Секция: 4. Медицинские науки
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРСОПАТИИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Современный студент отличается малоподвижным, в основном сидячим образом жизни. При этом максимальную нагрузку несут мышцы туловища и шеи. При их длительном напряжении нагрузка ложится на позвоночный столб, в частности на межпозвоночные диски. В этом состоит наиболее распространенный механизм развития дорсопатии, наиболее частой причиной которого является остеохондроз позвоночника — дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике и окружающих тканях.
В последние годы остеохондроз резко «помолодел», и начальная его стадия проявляется уже в подростковом возрасте. Об этом говорят результаты ежегодных медосмотров детей и подростков. Все больше пациентов в возрасте от 15 до 20 лет обращаются к неврологу с жалобами на боли в спине.
Неуклонный рост заболеваемости остеохондрозом позвоночника, тенденция к «помолодению» дебюта этого заболевания, малоподвижный образ жизни современного студента определили тему исследования.
Цель работы: обосновать необходимость введения физкультминуток во время теоретических занятий в медицинском колледже как средства профилактики остеохондроза.
Задачи:
1. Проанализировать динамику заболеваемости остеохондрозом позвоночника в Кинель-Черкасском районе Самарской области;
2. Собрать данные об информированности обучающихся младших курсов Кинель-Черкасского медицинского колледжа о данном заболевании и о необходимости проведения профилактических мероприятий;
3. Разработать и распространить среди обучающихся памятки, содержащие:
a) информацию о заболевании;
b) комплекс профилактических упражнений.
4. Организовать и провести цикл физкультминуток во время теоретических занятий в медколледже.
5. Дать оценку эффективности физкультминуток.
Работа по выполнению поставленной цели проводилась в рамках творческого объединения «Здоровый человек и его окружение» на базе Кинель-Черкасского медицинского колледжа.
Для обозначения актуальности проблемы собраны и проанализированы статистические данные по распространенности дорсопатии в нашем районе (Таблица 1, Рисунок 1).
Таблица 1.
Сведения о распространенности дорсопатии среди жителей Кинель-Черкасского района за 2007—2013 годы
Годы |
Зарегистрировано больных |
|
Всего |
в т. ч. с диагнозом, установленным впервые в жизни |
|
2007 |
123 |
23 |
2008 |
141 |
28 |
2009 |
100 |
19 |
2010 |
181 |
29 |
2011 |
183 |
27 |
2012 |
183 |
21 |
2013 |
187 |
28 |
Исследовалась учетная форма № 12 по ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» за 2007—2013 годы. Получены следующие результаты:
1. Заболеваемость дорсопатиями с 2007 по 2013 годы имеет четкую тенденцию к росту — на 52 % (123—187).
2. Снижение заболеваемости в 2009 году на 29 % (141—100).
3. Рост заболеваемости с 2009 по 2013 год на 87 % (100—187).
Рисунок 1. Сведения о распространенности дорсопатии среди жителей Кинель-Черкасского района за 2007—2013 годы
С целью изучения уровня информированности обучающихся младших курсов Кинель-Черкасского медицинского колледжа об остеохондрозе позвоночника и необходимости проведения профилактических мероприятий был проведен соцопрос. В Кинель-Черкасском медицинском колледже обучаются лица с возраста 15 лет и старше. Дорсопатии обучающиеся медколледжа изучают на старших курсах.
Перед началом исследования были распространены анкеты среди обучающихся 2—3 курсов по специальности Сестринское дело в количестве 75 человек. Это возрастная категория 16—17 лет. Получены следующие данные:
1. Знания об остеохондрозе ограничивались представлением об остеохондрозе как о заболевании, возникающем в глубокой старости, при котором беспокоят боли в спине.
2. Более 70 % опрошенных уверены, что «это им вряд ли грозит» и «до этого еще дожить надо», профилактику проводить нужно, но не раньше, чем с 40 лет.
3. Почти у 20 % человек уже периодически наблюдаются первые симптомы остеохондроза! А это возрастная группа 16—17 лет.
Результаты опроса оказались неутешительными. Ведь обучение часто предполагает сидячий образ занятий (лекции, семинары, работа за компьютером, дополнительной литературой, просматривание видеофильмов и т. д.). Малоподвижный, сидячий образ жизни способствует развитию остеохондроза позвоночника на шейном и верхнегрудном уровне.
Клинические проявления остеохондроза шейного отдела выражаются в головных болях, вестибулярных нарушениях, тошноте, ухудшении зрения, слабости, расстройства сна, памяти, тяжести в голове. Всё это приводит к снижению работоспособности и, как следствие, снижение усвоения материала.
С целью информирования обучающихся проведен цикл бесед об остеохондрозе в обследуемой группе обучающихся.
Следующим этапом работы стало составление и распространения среди обучающихся памяток, содержащих краткие сведения о причинах остеохондроза позвоночника, а также комплекс профилактических упражнений.
Памятка для студента.
Причины, способствующие возникновению остеохондроза:
• наследственная предрасположенность;
• нарушение обмена веществ в организме, инфекции, интоксикации;
• избыточный вес, неправильное питание;
• возрастные изменения;
• травмы позвоночника;
• нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие;
• неблагоприятные экологические условия;
• малоподвижный образ жизни;
• подъем тяжестей, чрезмерная статическая нагрузка на позвоночник;
• резкое прекращение регулярных тренировок профессиональными спортсменами;
• нервное перенапряжение, стрессовые ситуации, курение;
• переохлаждение, неблагоприятные метеоусловия.
Комплекс упражнений для профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника.
1. В положении сидя согните шею, максимально приблизив подбородок к груди, после чего медленно наклоните голову назад, стараясь заглянуть за спину. Повтор — 5 раз.
2. Поверните голову влево, зафиксируйте ее в таком положении, а затем сделайте поворот вправо. Повтор — 5—10 раз.
3. В положении сидя «нарисуйте» носом в воздухе цифры от 0 до 9, прорисовывая все элементы.
4. Осторожно в медленном темпе вращайте голову сначала по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Повтор — 5—10 раз.
5. Обхватите затылок руками и сложите их в замок. Надавите ими на затылок, и в это же время опускайте голову назад, оказывая сопротивление. Повтор — 5—10 раз.
Обследуемым было предложено выполнять эти упражнения ежедневно во время подготовки домашнего задания. Кроме того, под руководством заведующего творческим объединением, на её занятиях в течение двух месяцев регулярно проводились физкультурные паузы, во время которых также обучающимися выполнялись эти упражнения.
По истечении данного времени с обследуемыми была вновь организована встреча. Выяснилось, что упражнения в домашних условиях выполняли всего 5 % студентов, и то нерегулярно. Упражнения, проводимые в рамках теоретических занятий «понравились» всем. Студенты отмечали улучшения общего состояния, занятия проходили интереснее и как бы на одном дыхании. У многих студентов уменьшились головные боли, сонливость.
Заключение.
Ежедневное выполнение физических упражнений помогает укрепить мышцы, сохранить позвоночник гибким и подвижным.
Физкультминутки во время теоретических занятий — эффективное средство профилактики остеохондроза среди обучающейся молодежи. Кроме того они:
1. Повышают работоспособность и активность обучающихся на занятиях.
2. Снижают мышечное напряжение.
3. Улучшают настроение.
4. Улучшают самочувствие.
5. Повышают успеваемость.
6. Дисциплинируют обучающихся.
7. Повышают качество жизни.
Нельзя не учесть и того момента, что это средство профилактики не требует никаких материальных затрат, занимает всего 3—5 минут от урока, и при всем этом систематические занятия способствуют формированию у молодежи здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Болезни периферической нервной системы / Попелянский Я.Ю. — 2008 г.
2. Дегенеративно-дистрофические заболевания / И.Н. Шевелев, А.О. Гуща / АБВпресс — 2009 г.
3. Заболевания позвоночника / Полный справочник / Авдеев А.В., Вешкин А.К., Гладенин В.Ф — 2008 г.
4. Медицинская реабилитация / Руководство для врачей / Под ред. В.А. Епифанова — М.: МЕДпресс, 2008 г.
5. Оптимальные режимы двигательной активности у детей и взрослых в норме и патологии / Научный обзор. / Под ред. В.Л. Уткина. — М., 2007 г.
6. Остеохондроз. Комплекс лечебной биомеханической гимнастики / Фохтин В. — М.: Эксмо, 2012. — 224 с.
7. Остеохондроз. Лучшие методы лечения / О.Н. Родионова, Г.А. Никитина / Вектор — 2007 г.