Статья:

ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТАМИ СПО

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Хромов А.А. ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТАМИ СПО // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/11(65).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТАМИ СПО

Хромов Арсений Александрович
студент, Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение техникум для инвалидов, РФ, г. Санкт-Петербург
Кузьмина Ольга Викторовна
научный руководитель, преподаватель, Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение техникум для инвалидов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF RISKS DURING LABORATORY RESEARCH BY STUDENTS OF THE SPO

 

Arseniy Khromov

Student, St. Petersburg state budgetary special rehabilitation vocational educational institution technical school for the disabled, Russia, St. Petersburg

Olga Kuzmina

Scientific adviser, Teacher, St. Petersburg State Budgetary Special Rehabilitation Professional Educational Institution College for the Disabled, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Любая из областей жизнедеятельности человека подвергается определенным рискам. Ежедневно принимается целый ряд решений, результат которых находится в зависимости от разных обстоятельств и в том числе моментов, внутренних, а также внешних. Безошибочность и актуальность принимаемых решений в итоге связана с тем, как будут достигнуты поставленные задачи.

Abstract. Any of the areas of human activity is exposed to certain risks. Several decisions are made every day, the result of which depends on different circumstances, including moments, internal as well as external. The accuracy and relevance of the decisions taken in the end is related to how the tasks will be achieved.

 

Ключевые слова: риск, лабораторные исследования, лабораторное оборудование, человеческий фактор.

Keywords: risk, laboratory research, laboratory equipment, human factor.

 

Риск представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни, а это означает, что необходимо уметь им управлять.

Для того, чтобы в полной мере обеспечить сохранность жизнедеятельности, необходимо соблюдать меры безопасности касательно здоровья. Выполнение всех правил и норм будут способствовать избежанию непредвиденных чрезвычайных ситуаций, вследствие которых могут происходить несчастные случаи, развитие различных болезненных ситуаций, а также это будет способствовать наиболее рациональному использованию времени, которое отведено на проведение лабораторных исследований.

Ознакомление студентов среднего профессионального образования с лабораторным оборудованием, закрепление теоретического материала, а также приобретение практических навыков происходит во время проведения лабораторных исследований. 

Почти девяносто процентов возникновения опасных ситуаций во время лабораторных исследований основано на человеческом факторе. Ведь каждый из нас имеет право ошибиться, особенно в столь важном вопросе, и это невозможно не учитывать. Личностные качества, такие как: ответственность, педантичность, темперамент, склад характера, эмоциональное состояние, могут влиять на профессиональную деятельность человека.

Важное значение имеет текущее психологическое состояние человека. Например, в состоянии тревоги на первых порах обычно усиливается способность к быстрому обнаружению рисков при проведении лабораторных исследований, а при последующем утомлении она снижается [1].

Несчастные случаи, травмы в учебных лабораториях регулярно возникают в результате причин, связанных с психологическим состоянием студентов СПО.

Проведение лабораторных исследований играет важную роль в разных областях. Они связаны с некоторыми рисками, такими как взаимодействие с опасными химическими веществами, возможностью отравления вредными парами веществ, риск химических ожогов, травмирование при использовании острых предметов, высокими, а также низкими температурами и прочее. По этой причине немаловажно понимать, какие риски бывают и как их контролировать, чтобы минимизировать.

Студенты проводят лабораторные исследования под руководством старших лаборантов. Подготавливают вещества точно определённого состава и степени чистоты, которые используются для проведения химической реакции, то есть реактивы, лабораторную посуду, различные приборы, фиксируют поступающий биологического материала, оформляют бланки лабораторных результатов и многое другое.

Риск в лаборатории – это вероятность возникновения нежелательного события или повреждения, связанного с лабораторными исследованиями. Любой из данных рисков обладает серьезными последствиями для здоровья и в том числе жизнедеятельности студентов СПО.

Химический риск: химические вещества в лаборатории могут представлять множество опасностей. Некоторые из них токсичны и могут нанести вред при неосторожном вдыхании, при всасывании в ротовую полость или попадании на слизистую глаз. Другие вещества при контакте с кожными покровами вызывают повреждение тканей в виде раздражения и ожогов. Реакционноспособные химикаты также могут взрываться или выделять токсичные газы при смешивании с некоторыми веществами. Легковоспламеняющиеся химикаты могут легко загораться при воздействии источника тепла [2].

Во избежание подобных рисков нужно неукоснительно следовать правилам лабораторной безопасности, проводить исследования только в специальных перчатках и защитных очках, соблюдая все правила и алгоритмы применения абсолютно любых химических веществ [3].

Физические риски — это риски, связанные с возможной угрозой для здоровья от объектов окружающей среды.

  • Работая с нагретыми поверхностями, можно получит термический ожог.
  • Травмы, сопряженные с падением массивных предметов.
  • Риск получения электротравмы в результате неправильного применения электрооборудования.
  • Травмы, полученные от лабораторного оборудования с движущимися частями.

Риски аварий. Присутствие легковоспламеняющихся материалов, бесконтрольный допуск к источникам возгорания либо нарушение правил техники противопожарной безопасности, все это способно стать причиной воспламенения, а также привести к значительному материальному и физическому ущербу.

Кроме этого, утрата биологического материала либо других данных приводит к прекращению лабораторных исследований [4]. При проведении лабораторных исследований студенты среднего профессионального образования должны соблюдать осторожность в движениях, быть внимательными к рекомендациям преподавателей либо сотрудников лабораторий. Механические риски. Пользование разнообразными лабораторными инструментами, оборудованием может быть связано с риском получения травм. Неверное применение, недостаток опыта и неосторожное обращение с лабораторными инструментами может послужить причиной непредвиденных событий, приводящих к травмам и повреждению оборудования. Инфицированные острые предметы могут переносить патогенные агенты в организм [5].

Психологические риски у студентов появляются из-за не соответствующей определённым правилам организации лабораторных исследований, повышенной нагрузки, стресса, а также иных психологических моментов.

Невозможно исключить риски в полной мере, но тщательное изучение инструкций, норм и правил проведения различных практических лабораторных работ, своевременное обновление оборудования, повышение квалификации специалистов будут способствовать минимизации появления «погрешностей».

Учет данных видов рисков при проведении лабораторных исследований содействует обеспечению безопасности студентов СПО и в том числе предотвращению вероятных отрицательных последствий.

 

Список литературы:
1. Вялов С.С. - Диагностическое значение лабораторных исследований: Учебное пособие. – М.: Умный доктор, 2018. – 320 с
2. Кишкун А. А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 720 с.
3. Арцукевич, И. М. О создании системы интеграции обучения и научно-исследовательской работы студентов специалистов для практического здравоохранения / И. М. Арцукевич, В. М. Шейбак, С. М. Зиматкин 2022 – С. 94–96.
4. Картвелишвили В. М. Свиридова О.А. Риск-менеджмент. Методы оценки риска. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. 120 с.
5. Методы клинических лабораторных исследований [Текст] : [учебник] / Камышников В. С., Волотовская О. А., Ходюкова А. Б. и др.; под ред. В. С. Камышникова. - 7-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 735