Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Исследование социально-психологического климата педагогического коллектива дошкольного учреждения
Сплоченность – одна из самых важных характеристик любого коллектива. От сплоченности коллектива зависит результативность и качество его работы. В данной статье уделим особое внимание сплоченности педагогического коллектива дошкольного учреждения, т.к. от нее зависит и психологическая атмосфера образовательного учреждение в целом и качество ее образовательной деятельности.
Данная проблема актуальна, т.к. в настоящее время уделяется большое внимание психологии в дошкольном учреждении, подтверждается это тем, что в каждом детском саду обязательно должен быть психолог. Но работа психолога в большей степени заключается в том, чтобы работать с проблемами детей, а не с педколлективом, что не всегда верно.
Проблемой сплоченности занимались такие ученые как Л. Фестингер, Д. Картрайт, П. Олместед, С. Кратохвил. Одним из основных определений сплоченности считается определение Л. Фестингера: «Сплоченность – сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней».
Проанализировав исследования данных ученых, можно выделить некоторые критерии сплоченности. Ими выступают не только внешние определения этого понятия (совместные мероприятия), но и отдельные его части, а именно: самочувствие, комфорт каждого педагога в коллективе; возможность каждого педагога высказывать свое мнение, реализовать свою идею; одобрение и признание со стороны коллег; чувство нужности и причастности к коллективу; здоровая социально-психологическая атмосфера в коллективе.
С целью выявления психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения была проведена диагностика психологического климата в малой производственной группе по В.В. Шпалинскому и Э.Г. Шелест. Для выявления уровня сплоченности коллектива была использована методика К.Э. Сишора, направленная на определение индекса групповой сплоченности.
Диагностика психологического климата в малой производственной группе по В.В. Шпалинскому и Э.Г. Шелест показала, что большинство воспитателей, а именно 62,5%, продемонстрировали высокие показатели (62 и 63 баллов). Характерными для этих педагогов были достаточно высокие баллы (4 из 5 возможных) в таких суждениях, как: «У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами», «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах» и «В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие». Данные выборы говорят о том, члены коллектива открыты и доброжелательны по отношению друг к другу и новым сотрудникам.
25% воспитателей набрали 61 балл. В ответах данных педагогов присутствовали 4 суждения, которые они оценили на 4. Суждение «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах», в большинстве ответов, получило оценку 4, что говорит о том, что воспитатели всегда пытаются разобраться в проблеме, даже если возникают разногласия. Оценка 4 преобладает у суждения: «Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление», что говорит о том, что у педагогов редко появляется напряжение, при появлении руководителя.
1 воспитатель (6,25%) набрал 60 баллов. В бланке данного педагога было 5 суждений, которые он оценил на 4. В их числе были суждения «В случае неприятности мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в причинах» и «Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление», что говорит о незначительных минусах в социально-психологической атмосфере коллектива, которые легко поддаются корректировке психолога, путем проведения тренингов.
Также 1 воспитатель (6,25%) набрал максимальное количество баллов, что подтверждает то, что в большей степени, в данном коллективе положительный социально-психологический климат.
Далее была проведена методика К.Э. Сишора по определению индекса групповой сплоченности. Воспитателям были представлены 5 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые закодированы в баллах. После проведения методики, были получены следующие результаты.
56,25% педагогов набрали 17 баллов, что говорит о высокой групповой сплоченности. По данным результатам можно сделать вывод, что воспитатели в данном коллективе чувствуют свою принадлежность и нужность коллективу.
18,75% воспитателей набрали максимальное количество баллов по данной методике, т.е. 19 баллов. Эти результаты говорят о том, что в данном педколлективе очень развит командный дух и высокий уровень сплоченности.
12,5% воспитателей набрали 18 баллов. За вопрос: «Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?» данные педагоги набрали среднее количество баллов, что говорит о том, что педагоги рассмотрели бы данное предложение, но предпочли бы остаться в своем коллективе.
12,5% педагогов набрали 15 и 16 баллов. Данные воспитатели набрали среднее количество баллов за вопросы «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?», «Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?» и «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?». Данные результаты актуализируют то, что в коллективе существуют совсем незначительные разногласия.
Возвращаясь к определению сплоченности Л.Фестингера, можно сделать вывод о том, что уровень притязания воспитателей данного дошкольного учреждения к своему коллективу очень высок. Это говорит о том, что существует много положительных факторов, которые удерживают воспитателей в данном педагогическом коллективе.
Обобщая результаты двух методик, можно сделать вывод о том, что уровень сплоченности и социально-психологический климат педагогического коллектива в данном детском саду приближен к максимальной оценке. Лишь отдельные его характеристики нуждаются в коррекции, с которыми легко может справиться психолог.
В заключение хотелось бы подвести итог словами Антона Семеновича Макаренко: «... я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».