ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Секция: 6. Педагогика
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе жизни экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений в области государственной политики в связи с обострившимися экологическими проблемами, экологической неграмотностью населения и неумением предвидеть последствия своего вмешательства в природу. В связи с этим происходит принятие новых нормативных документов, регламентирующих экологическую составляющую образовательного процесса. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения экологическое воспитание выделено в качестве самостоятельного направления.
Экологическое воспитание, по мнению И.В. Егоровой, связано с формированием основ экологической культуры [1, с.58].
Под экологической культурой в исследовании понимается часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, ориентирующей на соблюдение экологических законов, норм, правил [3, с. 24].
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов требует поиска новых форм и средств экологического воспитания младших школьников. Вместе с тем возникает противоречие между объемом теоретического и практического материала и поиском альтернативных технологий организации учебного процесса, направленного на воспитание экологической культуры школьников. Одной из таких технологий является проектная деятельность.
Проект (в педагогике) – это «такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых продуктов, имеющих субъективную новизну и практическую значимость» [2,с.35].
Реализация проекта, в свою очередь, осуществляется в проектной деятельности, которая понимается нами как деятельность, направленная на преобразование замысла, плана в конкретный продукт.
Представим один из экологических проектов, выполненных второклассниками во втором полугодии – «Зелёный уголок» [4]. Идея создания данного проекта возникла в ходе работы по благоустройству территории школьной рекреации.
Цель проекта: создание зелёного уголка.
Задачи: 1.Изучить видовой состав комнатных растений рекреации. Установить какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений. 2. Определить условий для роста и развития растений. 3.Определить родину комнатных растений с целью создания для них благоприятных условий. 4.Изучить правила и способы размещения растений в рекреации, с учетом требований фитодизайна и условий их содержания. Создание зелёного уголка, соответствующего всем правилам.
Реализация проекта.
Учащиеся делятся на группы экспертов: экологи, статисты, географы и фитодизайнеры. Каждая группа получает задания по выполнению проекта, связанные с изучением условий существования растений в помещениях; определением наиболее популярных растений в школьном озеленении; выявлением центров происхождения комнатных растений; изучением правил и способов размещения растений в помещении.
Этапы работы:
1. Изучение видового состава комнатных растений рекреации. Определение наиболее популярных комнатных растений в озеленении школьных помещений.
Отчёт статистов.
Задачами данной группы стали изучение видового состава комнатных растений рекреации, установление требований при разведении растений в помещении. Установление групп растений по различным критериям (лекарственные, ядовитые, неприхотливые, популярные).
В результате проделанной работы, группа статистов выявила 38 комнатных растений. Самыми популярными оказались: хлорофитум, папоротник, гибискус китайский, сансевьера, узумбарская фиалка. Ядовитые растения отсутствуют. Самым неприхотливым цветком был признан хлорофитум.
2. Определение условий для роста и развития растений.
Отчёт экологов.
Задачи: установление ориентации окон помещения по сторонам горизонта; определение с помощью датчиков температуры, влажности воздуха, интенсивности освещения, благоприятных для роста и развития растений.
Используя компас, группа экологов определила, что окна рекреации находятся на северной стороне.
Измерение температуры воздуха – 22 градуса, что соответствует норме. Для нормального развития растений необходима достаточная влажность. С помощью специального прибора психрометра была измерена относительная влажность воздуха – 65% (это благоприятная влажность).
В ходе проделанной работы, группа экологов приходит к выводу, что в школе созданы благоприятные условия для развития и роста растений.
3. Определение месторождения комнатных растений.
Отчёт географов.
Задачи: выяснить, месторождение комнатных растений и определить условия их произрастания.
Изучив справочную литературу и используя материал книги «Путешествия с комнатными растениями» группа географов составила карту комнатных растений. По ней видно, что цветы прибыли с разных континентов. Так же, был составлен паспорт комнатных растений, чтобы создать оптимальные условия для них.
В результате изучения справочной литературы группа географов пришла к выводу, что месторождением комнатных растений являются тропические и субтропические районы, поэтому, размещая их в помещении, нужно учитывать условия естественной среды обитания.
4. Изучение правил и способов размещения растений в рекреации, с учетом требований фитодизайна и условий их содержания.
Отчёт фитодизайнеров.
Задачи: изучить правила и способы размещения растений в помещениях, в целях создания зеленого уголка в рекреации.
Изучив литературу, группа фитодизйнеров составила план зелёного уголка. Ими было предложено убрать цветы с подоконника, т.к. батареи центрального отопления иссушают воздух и плохо влияют на цветы. Вместо этого растения расставить на железных подставках, кубах, полках и создать интересную композицию из узумбарских фиалок.
В итоге реализации проекта был создан зелёный уголок с учётом благоприятных условий для роста и развития растений, эстетического оформления школьной рекреации.
Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Стоит отметить, в ходе работы у младших школьников наблюдалось повышение мотивации к получению дополнительных знаний, а также развитию у них ответственности за общее дело и состояния окружающей среды, самодисциплины, способностей к целеполаганию, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений.
Таким образом, данный проект раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями и создаёт базу для эколого-оправданного поведения.
Список литературы:
1. Егорова И.В. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе / Начальная школа + до и после № 7, С.58–63, 2002 г.
2. Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М.: 1996. – 138 с.
3. Моисеева, Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 1997. – 46 с.
4. Салахова С.В. Школьный вечер «Путешествие с комнатными растениями». Презентация проекта «Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500590/.