КОМПЛЕКС ГРОБНИЦ КОГУРЁ КАК ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В КНДР
Секция: 1. Искусствоведение
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
КОМПЛЕКС ГРОБНИЦ КОГУРЁ КАК ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В КНДР
Актуальность рассмотрения вопроса гробниц Когурё как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО определяется возможностью получения информации, которая касается различных аспектов жизни народа, населяющего Корейский полуостров. В целом данное исследование погребальных комплексов Когурё позволяет, не только по-новому взглянуть на уже известные факты, а также получить дополнительную информацию о прошлом Кореи.
В настоящее время, в условиях современности, ЮНЕСКО играет очень важную роль в решении такой главной проблемы, как сохранение Всемирного наследия цивилизаций. Также ЮНЕСКО проводит курс, который направлен на укрепление культурного разнообразия и развитие диалога между целыми цивилизациями.
Корея является одним из древнейших очагов дальневосточной цивилизации, культура которой поражает своим разнообразием, самобытностью и богатством. Многовековая история представляет собой неотъемлемую часть всемирного процесса становления и развития мировой культурной сокровищницы корейской нации. Поэтому, по данным за 2014 год, в реестре ЮНЕСКО были зарегистрированы 11 объектов культурного наследия Кореи. Десять из них внесены в список по культурным критериям, это: Монастырь Хэинса – хранилище деревянных табличек «Кореана Трипитака», Святилище Чонмё, Пещерный храм Соккурам и храмовый комплекс Пульгукса, Дворцовый комплекс Чхадоккун, Крепость Хвасон, Мегалитические захоронения – дольмены около городов Кочхан и Хвасун и на острове Канхва, Исторические территории Кёнджу, Гробницы правителей династии Чосон, Этнографические деревни-музеи: Хахве и Яндон и Намхансансон; и один по природным – Вулканический остров Чеджудо с его лавовыми туннелями.
Комплекс гробниц Когурё стал первым объектом Списка Всемирного Наследия ЮНЕСКО, находящемся на территории КНДР, и внесенным в него в 2004 году [11]. Весь комплекс состоит из 63 индивидуальных гробниц, которые находятся в городах Пхеньян и Нампхо. Помимо этого, в комплекс входят отдельные гробницы и несколько групп гробниц – всего порядка 30 захоронений, которые ученые относят к позднему периоду существования государства Когурё (37 г. до н.э.–668г.). Они являются ценнейшими свидетельствами этой культуры.
Многие из гробниц украшены настенными росписями. Гробницы с фресками벽화무덤 (кор. пёкхвамудом) в настоящее время являются единственным доступным материалом для изучения культуры Когурё. На сегодняшний день комплекс гробниц можно назвать самым информативным источником для изучения истории и культуры когурёсцев и в целом всех корейцев эпохи раннего средневековья. Гробниц с росписями к настоящему времени открыто мало, значительная часть находится в районе двух столиц государства Когурё – в окрестностях древней столицы Хвандосон, в окрестностях Пхеньяна, и самые южные расположены в провинции Хванхэ-Пукто.
Сами гробницы были построены из каменных блоков, и в основном ориентированы по длинной оси на север, северо-восток и северо-запад. Ученые полагают, что такие комплексы использовались как место захоронения правителей и членов правящей семьи, а настенные росписи, в свою очередь, представляют собой уникальную картину повседневной жизни людей того исторического периода.
Следует также отметить, что на сегодняшний день имеется ряд работ, в которых предприняты попытки комплексного исследования гробниц периода Когурё. Анализ рассматриваемой темы был сделан на основе трудов российских корееведов. Необходимо отметить работы таких авторов как: Воробьев М. В. «Очерки культуры Кореи», Глухарева Т. М. «Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в.», Джарылгасинова Р. Ш. «Когурёские гробницы и их настенная живопись», Каневская Н. А. «Искусство Кореи», Курбанов С. О. «Архитектура периода Трех Государств» и др.
Кроме того в процессе исследования были изучены научные работы корейских авторов: Ан Бёнчхан «Изучение способов нанесения фресок в гробницах Когурё», Кан Ёнъгён «Положение и роль женщин в Когурё по фрескам гробниц», Ким Вольлён «Погребения с настенной живописью Кореи» и др. Особого внимания заслуживают исследования корейского ученого Ким Ильгвона. В своих многочисленных статьях автор подробно изучает духовную и материальную культуру Когурё. Например, Ким Ильгвон «Духовная культура Когурё по изображениям звездного неба в гробницах», «Исследование изображений звезд на фресках когурёских гробниц». Тем не менее, несмотря на многообразие научных оценок особенностей комплекса гробниц Когурё, многие вопросы остаются неизученными, а знания о духовной и материальной культуре когурёсцев остаются не до конца изученными.
Настенную живопись периода Когурё принято делить на четыре основные категории: религиозная небуддийская, религиозная буддийская, бытовая добуддийская и бытовая буддийская.
К религиозной небуддийской категории относят изображения солнца, луны, звезд, Небесного государя, который являлся верховным божеством мироздания, трехголовой птицы и четырех духов-хранителей сторон света. На юге – красный феникс, на востоке – синий дракон, на западе – белый тигр, а на севере – змея с черепахой» [4, с.85].
Самым распространенным буддийским мотивом является изображение лотоса. Лотос это особый цветок буддизма, правящей религии в Когурё, это символ чистоты и красоты. В живописи изображение лотоса часто играет роль постамента, на котором изображают фигуру Будды [4, с.85].
К бытовым добуддийским элементам в живописи относят изображения «хозяина гробницы» (т.е. погребенного императора), его приближенных, а также различных сцен из жизни покойного. Например, охота, церемониальные шествия, прием подчиненных сановников и др [4, с.86].
Бытовые буддийские мотивы, в сравнении с другими, выражены неярко. Они проявляются в особенностях изображения отдельных узоров или фрагментов пейзажа, особенно в стилизованных изображениях облаков [4, с.87].
Мотив фресок также менялся по мере усложнения религиозных воззрений – от конкретно-бытовых росписей к росписи четырех гениев-хранителей частей света и к изображению целого сонма небожителей [7, с.28].
Основными сюжетами в стенописи Когурё являются сцены, которые повествуют о различных сторонах повседневной жизни умершего человека; охотничьи сцены, сцены борьбы, танцев, изображения животных и портреты (покойного, его семьи, приближенных и слуг); мифические изображения животных и орнаментальные мотивы; изображение сасин – небесных духов и хранителей четырех сторон света [7, с.45].
Несмотря на большое разнообразие сюжетов, все росписи были связаны единой целью, которая направлена сделать пребывание покойного в потустороннем мире счастливым. Результат анализа фресок указывает на синкретизм духовной культуры когурёсцев. Характерной особенностью настенной живописи было движение. Например, лошадь изображалась так, что все ее четыре ноги не касались поверхности земли, а хвост развевался по ветру, что создает впечатление ее движения. В стремительном движении изображались и духи-животные. Также одной из особенностей можно отметить пренебрежение линией горизонта и способ нанесения изображения. Сначала наносился черный контур, а уже затем накладывались цвета – красный, синий, желтый, зеленый и белый [7, с.43].
Сохранение культурного наследия человечества возможно только через сохранение культурного многообразия любой нации. С этой точки зрения, комплекс гробниц Когурё как памятник культуры древней Кореи невероятно уникален. Данный объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного ансамбля, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории. Настенная живопись гробниц исключительна для культурной традиции Кореи, она позволяет современным ученым понять становление истории и культуры Кореи в целом. Работа, проводимая ЮНЕСКО по популяризации культурного наследия, несет в себе гигантский потенциал для развития культурного наследия в целом.