Статья:

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Горькова В.А. К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 389 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Горькова Валерия Александровна
студент ФГБОУ ВО «Приокского ГУ», РФ, г.Орёл
Савкина Наталья Валентиновна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры "Физическая культура" ФГБОУ ВО ПГУ
Тихомирова Татьяна Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры "Физическая культура" ФГБОУ ВО ПГУ

Во всех странах мира, включая Россию в связи с социально-экономическим кризисом складываются неблагоприятные тенденции , которые определяют негативное физическое состояние и низкие социальные перспективы сохранения здоровья молодого поколения. В настоящее время проблема здоровьесбережения является наиболее злободневной, и на ряду с системой образования постоянно претерпевает реконструкции и модернизацию. Многие технологии адаптируются под обновляющиеся образовательные программы высших учебных заведений. Здоровьесбережение в организации образовательного процесса является средством достижения оптимального баланса между обучением и физическим здоровьем студента.

Ряд ученых исследующих проблематику здоровьесбережения в вузах РФ уделяют особое внимание физическому развитию студентов. Проведя системный анализ физиологического состояния молодых людей, им удалось выявить ряд патологий физического развития связанных с ведением малоподвижного образа жизни, снижением физической подготовленности, а также приобретением ряда сопутствующих заболеваний. С каждым годом растет число обучающихся, которые по той или иной причине имеют физические ограничения, в связи с чем, получают полное или частичное освобождение от практических занятий физической культурой и спортом по состоянию здоровья.

Молодые люди осознают факторы риска по отношению к здоровью и прежде всего выделяют злоупотребление алкоголем и курение. Немного меньшее количество юношей и девушек отмечают недостаток двигательной активности, загрязнение окружающей среды, перегруженность учебными и бытовыми обязанностями. [3, 130].

В тоже время по данным исследований одной из главных причин, влияющей на здоровье у 73 % студентов является интенсивность учебного процесса, и, как следствие, стрессовые ситуации в высшем учебном заведении испытывают 90% студентов 1 курса и 80% студентов 2 курса. Недостатки в существующей системе физического воспитания и несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса отмечают 33% студентов 1 курса и 43% студентов 2 курса. Причинами такого состояния является отсутствие у молодежи культуры здоровья, ценностной мотивации на здоровый образ жизни, недостаток специалистов, способных грамотно и умело участвовать в формировании здоровья, предупреждать опасность развития вредных привычек и способы лечения различных заболеваний, материальное обеспечение вуза. [1].

Поступая в вуз, студенты неизбежно сталкиваются со стрессом, что обусловлено сменой деятельности, повышенной сложностью образовательного материала, периодом адаптации к новой образовательной среде и, как следствие, появление синдрома усталости с серьезным нарушением физиологических показателей. Здоровьесберегающие технологии помогают смягчить, а в некоторых случаях и нейтрализовать негативное воздействие переутомления.

Физическая культура и спорт являются универсальным средством с помощью которого студенты могут улучшить стиль и качество жизни. Активные и систематические занятия помогают не только улучшить физическое состояние, подготовленность, физически совершенствоваться, но и рекреативно отдыхать. [2, с. 25].

Большинство студентов игнорирует лекции по физической культуре, тогда как они являются основным источником информации. У молодого поколения четко выражен интерес к средствам оптимизации образа жизни, оздоровительным методикам, контролю и самоконтролю в процессе занятий физическими упражнениями, к методике использования дыхательных упражнений, закаливания и вопросам регулирования половой жизни. В виде лекций, методико-практических занятий по физической культуре необходимо знакомить студентов с этой и другой информацией связанной с использованием массажа и самомассажа, сауны, аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу, и др.). Проводить лекции, беседы и диспуты с медработниками по вопросам применения лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов и т.п. [3,с. 135].

Комплекс мероприятий, по укреплению здоровья обучающихся должен постоянно контролироваться руководством вуза. Но из-за недостаточного финансирования ряда высших образовательных учреждений, порой не в полной мере функционируют и оснащаются лекарствами медицинские кабинеты и консультационные пункты, не укомплектован штат медработников, нет условий для полноценных занятий, не используется разнообразие средств и методов физической активности, занятия проводят неквалифицированные специалисты.

Частые нервно-психические перенапряжения, психические переутомления, недостаточная двигательная активность, неправильная осанка, переохлаждение, нарушение режима и культуры питания, курение, употребление алкоголя, наркотики и другие вредные привычки негативно влияют на здоровье молодого организма. К сожалению, не многие способны предотвращать физические перегрузки посредствам использования здоровьесберегающих технологий. [4].

Молодежь это трудовой и интеллектуальный потенциала государства. Только использование инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий в обучении будет способствовать в дальнейшем подготовке не только высокопрофессиональных, но и физически здоровых кадров [5].

Неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья студентов можно улучшить, с одной стороны формируя положительно мотивированную позицию молодежи на активно - деятельностное отношение к самоорганизации здорового образа жизни. С другой, опираясь на предлагаемую государством модель улучшения здоровья обучающихся, разрабатывать и в полной мере использовать различные инновационные технологии по здоровьесбережению молодого поколения в высших учебных заведениях.

Но реальность увы такова, что существующий перечень программ по улучшению здоровья студентов не всегда используется успешно. Это зависит от многих факторов, например: от финансирования вуза, его статуса, расположения и от того, насколько пристальное внимание уделяется данной проблеме в конкретном образовательном учреждении. Здоровьесберегающие технологии играют важную роль в организации образовательного процесса постоянно модернизируются и совершенствуются. Неотъемлемым фактором профессионального роста всегда будет физическое здоровье, поэтому вузы, в которых большое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий будут жизнеспособны и успешны.

 

Список литературы:
1. Агарков Н.М., Акинина Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в ВУЗах / Н.М. Агарков, Н.В. Акинина // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - Т. 18, - № 1.-С.177. URL: http: //elibrary.ru/download/45573403.pdf (дата обращения 24.01.16).
2. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник/ коллектив авторов; под ред. М. Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012. - 424с.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-у изд., стер. - М.КНОРУС, 2013.-240с.
4. Мунтян, В.С. Анализ факторов, определяющих здоровье человека и оказывающих на него влияние / В.С. Мунтян // Физическое воспитание студентов. -2010. -№6. – С. 45. URL: http: //elibrary.ru/download/49819619.pdf (дата обращения 24.01.16).
5. Сливкина, Н.В. Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в ВУЗе / Н.В. Сливкина // Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. -2015. -Т. 17, -№3. -С. 34. URL: http: //elibrary.ru/download/71547830.pdf (дата обращения 24.01.16).