Внеурочная деятельность как фактор формирования патриотических чувств младших школьников
Секция: Педагогика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Внеурочная деятельность как фактор формирования патриотических чувств младших школьников
Система патриотического воспитания учащихся начальных классов во внеучебной деятельности с позиции концепции системного понимания воспитания является «частичной» системой воспитания. Патриотическое воспитание не может организовываться как отдельный, самостоятельный процесс, а может быть моментом функционирования педагогической системы. Образовательное учреждение, ученические коллективы младших классов и семья составляют целостную педагогическую систему, обеспечивающую высокую эффективность системы патриотического воспитания учащихся младших классов, которая достигается при оптимальной организации воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении [2, с. 306].
По мнению С.Ю. Прохорова младший школьный возраст является периодом в жизни ребенка, выделившийся в связи с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования, содержания которых еще окончательно не определились. Следовательно, психологические особенности младших школьников, возраст которых является начальным звеном школьного детства, нельзя считать окончательными и неизменными [3, с. 13].
Младший школьный возраст является важным периодом развития личности. В процессе воспитания в данном возрасте складывается дальнейшее развитие индивида. Именно в этом возрасте формируются психические и нравственные качества личности, закладывается их фундамент. При этом необходимо выделить тех специфических сторон личности обучающихся в младших классах, которые могут стать основной базой при осуществлении их патриотического воспитания.
Воспитание ценностных отношений является сложным и тонким процессом. При этом сложно учитывать всех факторов, влияющих на их становление. Эту работу необходимо осуществлять в рамках всей образовательной деятельности в школе, но в особенности во внеурочное время. Для внеурочной деятельности характерными являются: неформальность, открытость, большая свобода действий ребенка. Правильная организация внеурочной деятельности дает большие личностно ориентированные воспитательные возможности.
В педагогических словарях и энциклопедиях второй половины двадцатого века чаще всего встречался термин «внеклассная работа» и она раскрывается как организованное и целенаправленное занятие с учащимися, проводимое школой с целью расширить и углублять знания, умения и навыки, развивать индивидуальные способности. В педагогической энциклопедии 1993 года внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Ее главными задачами являются: создание необходимых условий для проявления учащимися творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих определенный результат.
Необходимо отметить, что в последнее время находятся новые подходы к внеурочной деятельности, которая ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция начала развиваться с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.
К внеурочной деятельности относятся: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., которые организуются участниками образовательного процесса [1, с. 1].
Внеурочная деятельность, в рамках реализации ФГОС НОО, это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основным предназначением внеурочной системы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей. Внеурочная деятельность осуществляется применением входящих в нее следующих компонентов: традиционных школьных дел, годовую циклограмму школьных дел и праздников, фестивалей, конкурсов разного уровня. Все мероприятия, которые включены в план воспитательной работы школы, направлены на массовое участие учащихся, на всестороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них принимали участие как можно больше учащихся, учителей и родителей. Благодаря этому каждый учащийся за период учебного года может принимать участие в нескольких мероприятиях.
Важным фактором внеурочной деятельности является самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, организованные самими детьми и успешно воплощенные, способствуют повышению их инициативности и мотивацию.
Цель внеурочной деятельности – это создание необходимых условий детям и подросткам, при которых они смогли бы реализовать свои потребности, интересы, способности в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которых нельзя реализовать на уроках при изучении основных образовательных дисциплин.
Главные задачи внеурочной деятельности это: расширить общекультурный кругозор учащихся; формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешно освоить его содержание; включить личностно значимые и творческие виды деятельности; формировать у обучающихся нравственные, духовные, эстетические ценности; развивать социальную активность и желание реального участия в общественно значимых делах; оказать помощь в определении способностей к определенным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействовать реализации их в творческих объединениях дополнительного образования; создать пространственные условия для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
Внеурочная деятельность должна организоваться таким образом, что она должна быть направлена на духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности включает следующих форм: встречи и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда; «Уроки мужества», «Вахта памяти»; организация выставок рисунков; проведение тематических классных часов; проведение фестивалей патриотических песен; факультативные занятия «Я – гражданин России»; изучение конституции страны; оформление стендов с государственной символикой; работа над творческими проектами.
Планируемыми результатами духовно-нравственного направления должны стать:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотических чувств, любви к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание исторического прошлого, языка, культуры своего народа, родного края, усвоение таких ценностей как гуманистические, демократические и традиционные нашей многонациональной страны; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Развитие положительных моральных качеств и компетентности в решении моральных проблем основываясь на личностный выбор, формирование нравственности чувства и поведения, сознательности и ответственности отношения к собственным поступкам.
3) Формирование основ экологической культуры, которая соответствует современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированных, рефлексивно-оценочных и практических деятельностей в жизненных ситуациях.
4) Осознание роли семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительного и доброжелательного отношения к членам семьи.
Огромное значение в условиях внеурочной деятельности имеет создание художественно развивающей среды, которая опирается на социальную среду и предстает в виде научно-творческого поиска, в основе которого лежат принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.
В заключении можно сделать вывод в том, что патриотическое воспитание обучающихся в младших классах необходимо осуществлять как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, поскольку данный процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в различные виды социально значимой деятельности, так как в этом возрасте раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, земле, где родился и вырос, заботы об ее интересах, гордость за исторические свершения народа.