Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся
В данной статье рассматриваются особенности дидактических игр, их применение на уроке математики в начальных классах, как средство повышения познавательной активности учащихся. Авторами отметается неоценимая помощь дидактических игр в учебном и воспитательном процессе, которые вызывают неподдельный интерес у младших школьников к обучению.
В современном мире одними из важнейших задач учителя начальных классов является повышение интереса детей к обучению, введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных сфер ребёнка, его способностей и умений, а так же стимулирование познавательной деятельности учащихся.
Ведь первые годы обучения в школе являются самыми трудными для детей, и, как правило, урок математики становится не любимым предметом. Для решения данной проблемы необходимо внедрение в учебный процесс дидактических игр, как эффективного средства повышения познавательной активности младших школьников и побуждения у них живого интереса к математике.
Дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания учащихся, обладающий образовательной, развивающей воспитывающей функциями. Данный вид деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Он является важным средством воспитания активности детей, вызывает у них большой интерес к познавательному процессу. Игра помогает сделать любой учебный процесс живым и увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры применяются только при тесной связи с темой урока. В то же время они могут быть проведены на любом этапе и любом типе урока. Например, игра может использоваться при объяснении нового материала, при этом сопровождаясь необходимыми действиями учащихся с группой рисунков и предметов. На уроках закрепления материала игры применяют на воспроизведение вычислительных действий, приёмов. Играя, дети непроизвольно совершенствуют свой уровень математических знаний, закрепляют его.
Дидактические игры сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Каждая игра помогает решить определённые задачи:
· развить умственные способности младшего школьника;
· вызвать интерес к уроку;
· воспитать черты личности, сформировать какие-либо умения;
· научить самостоятельно, приобретать знания [2, c. 39].
В ходе игр дети приобретают умение вести поиск решения самостоятельно. Например, в процессе обучения математике школьников нестандартная задача, выступает в роли проблемной. Здесь поиск хода решений представлен, высказыванием своих гипотез, их проверкой, нахождением способов доказательства верного решения. Такое развитие нестандартных задач, способствует формированию и совершенствованию умственных способностей учащихся, их познавательной активности. В свою очередь, умение догадываться о решении, поисковые действия практического и мыслительного характера, свидетельствуют о глубине понимания задачи, проявление интереса к ней.
Использование на уроках математики дидактических игр позволяет моделировать творческий процесс, создавать микроклимат в классе, способствующий появлению возможностей для расширения кругозора, познавательной деятельности, формирования творческих умений. С помощью игры, дети не воспринимают урок, как нечто обязательное. Они не замечают, что «учатся»: узнают что-то новое, пополняют запас понятий, развивают своё воображение, при этом учащиеся прилагают все свои усилия. Следовательно, игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции.
На уроках математики в начальной школе дидактические игры могут реализовываться в групповой и парной работе учащихся. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий, при этом формируя самоконтроль и самооценку детей, через использования взаимоконтроля.
Ярким примером групповой дидактической игры, проводимой на уроках математики для младших школьников, служит игра «математическая рыбалка». Её целью является закрепление приёмов сложения и вычитания, умножения и деления. Суть игры заключается в «ловли» рыбок, на обратной стороне которых записаны примеры. Прочитав задание, ребята приступают к его решению, а затем совместно находят ответ и показывают карточку с правильной цифрой учителю. Командной игрой является «математическая эстафета», при которой класс делится на три команды. Их задача в том, чтобы правильно и быстро решить пример и передать эстафету члену команды. В ходе игры, у детей вырабатывается навык быстрого счёта, при этом появляется командный дух, что способствует улучшению межличностных отношений среди учащихся [1, c. 36].
Дидактические игры оживляют учебный процесс, делают его более увлекательным для учащихся, при этом стимулируют общение между учениками и преподавателем. Благодаря их использованию на уроках математики в начальной школе можно проверить навыки младших школьников выполнять математические действия, анализировать, сравнивать и т.д. Так, игра «Укажите различия» способствует развитию аргументации по аналогии, одной из основ математики. Такие математические загадки, как шарады учат разносторонне мыслить.
Таким образом, дидактические игры играют важную роль в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. С помощью таких игр удаётся сосредоточить внимание и привлечь интерес у учащихся. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому уроку математики, что является необходимым условием для успешного обучения. Игровая деятельность обеспечивает развитие личностных качеств детей, их способностей и навыков. Следовательно, игра и учение представляется как единый процесс, направленный на повышение познавательной активности детей.