СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В современной России, где происходят радикальные общественные перемены и процессы реформирования сферы образования, высшая школа переживает сложный период в своем развитии. Социально-экономический кризис оказал негативное воздействие на развитие духовной сферы общества, в том числе и на образование, положение преподавателей высшей школы, который влияет на обучение, воспитание и профессиональную подготовку новых поколений, а значит, и на будущее российского общества в целом.
Преподаватель — это ключевая фигура реформ образования, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят в первую очередь от интеллектуального уровня, профессиональных и личностных качеств преподавателей. При таких условиях меняется статус преподавателя, усложняются требования к его педагогической компетенции, усиливаются требования гуманизации учебного процесса при подготовке специалистов различного профиля. Следует согласиться с французским социологом Э. Дюркгеймом, сделавшим вывод о том, что, «как в настоящем, так и в прошлом, наш педагогический идеал есть творение общества. Именно оно рисует нам портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этом портрете отражаются все особенности его организации».
Дестабилизация социокультурной среды, потеря традиций, сложное положение высшей школы вызывают серьезные изменения и в сфере высшего образования: увеличивается количество провинциальных университетов и академий, резко повышается престиж одних специальностей, падает — других. В связи с этим становится особенно актуальным изучение профессиональных и социальных характеристик преподавателей Высшей школы.
Профессии преподавателя высшей школы посвящено много научных публикаций. Следует, однако, заметить, что нет обоснованной методики исследования его социального портрета, а это в свою очередь затрудняет получение объективных знаний об особенностях профессиональной деятельности, статусно-ролевых характеристиках этой социальной группы. По словам американского социолога Дж. Мида, «самый главный атрибут любой профессии заключается в том, что ее члены несут ответственность за специализированную отрасль знания — за ее сохранение и передачу, расширение и применение». Разработка методики составления социального портрета преподавателя вуза актуальна еще и потому, что позволяет привлечь интерес руководителей вузов, центральных и региональных органов управления образованием, общественности к социальным проблемам преподавателей высшей школы.
Изучение социально-профессиональной группы преподавателей вуза посредством выявления основных типологических характеристик социального портрета является целью исследования, проведенного автором в 2014 году.
Объектом исследования являлся педагогический коллектив Астраханского государственного университета. Предметом исследования выступала система личностных и профессиональных (статусно-ролевых) характеристик преподавателя вуза, которые наблюдаются в работе преподавателя Высшей школы.
Для достижения цели были изучены следующие исследовательские задачи: изучена профессиональная деятельность педагогов, изучены ценностные ориентации и мотивы деятельности преподавателей, исследовано материальное положение преподавателей, проанализировано, чем занят преподаватель в свободное от работы время.
Социальный портрет современного преподавателя провинциального вуза — это совокупность информационных данных о статусном и ролевом наборе, нормативных требованиях к представителю данной профессии, мотивационной сфере данного типа личности с выделением его (преподавателя) доминантных черт и характеристик, образе жизни, социальных настроениях, материальных возможностях, с учетом общего и особенного в поведении и деятельности.
Условия профессиональной деятельности влияют на социальный портрет представителя любой профессии. Рассматривая профессиональную деятельность, анкетируемым были предложены вопросы, позволяющие выявить: отрицательные факторы, сказывающиеся на работе преподавателя вуза; условия труда; уровень организации учебного процесса, методической и научной работы; влияние различных факторов на учебную и научную работу преподавателей и так далее.
Как же сами преподаватели оценивают организацию учебной, учебно-методической и научной работы?
Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале некоторые стороны своей работы в вузе, где 1 балл — очень плохо налажена работа, а 5 баллов — отлично налажена работа.
Картина получилась удовлетворительной. Так, то, что учебный процесс налажен на «4» и «5», отметили 46,7 % респондентов, организацию научной работы — 60 %, а вот что касается организации методической работы, то всего 26,7 % респондентов оценили на «4» и «5».
Преподаватели Астраханского государственного университета предпочитают «передавать знания», нежели «добывать знания». Эти данные мы получаем, рассмотрев вопрос о том, в какой области (преподавание или исследование) расположены основные интересы преподавателей. Преподаватели высказали следующее: 26,7 % опрошенных видят интерес в основном в области преподавания; в области исследовательской работы — 10 %; проявляют интерес в обеих областях, но большая склонность к преподаванию у 43,3 %; а большая склонность к исследовательской работе — у 20,0 % респондентов.
Одни респонденты передают свои знания студентам, другие привносят в свою деятельность новые формы, методы, в результате которых повышается эффективность педагогического процесса, то есть представляют «новаторский тип» преподавателя. Респонденты относили себя к определенному типу преподавателей. Ответы распределились следующим образом: «Смешанный тип» — 60,0 %; «Новаторский тип» — 23,3 %; «Традиционный тип» — 16,7 %; «Смешанный тип» — 48,1 %.
Опрос показал, что 50 % преподавателей работают творчески, с интересом и полной отдачей, 43,3 % считают, что они добросовестно выполняют свою работу, но без особого интереса и 6,7 % респондентов утверждают, что в основном выполняю все, но ниже своих способностей.
Дополнительным штрихом к социальному портрету являются ответы преподавателей на вопрос: «На какие свои качества Вы рассчитываете в первую очередь в своей трудовой деятельности?». Проранжировав полученные ответы, мы увидели, что первые пять мест занимают «склонность к научному творчеству» (16,7 %), «профессиональный опыт» (15,4 %), «умение выдвигать и поддерживать новые идеи» (15,4 %), «ответственное отношение к порученному делу» (11,5 %), «целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели» (11,5 %).
В любой деятельности присутствуют факторы, которые негативно сказываются на работе. Первая группа факторов связана с финансированием вузов и оплаты преподавательского труда — эти два фактора крайне негативно сказываются на деятельности преподавателя (21,3 %). Вторая группа факторов связана с количеством нагрузки, что также раздражает преподавателей (13,3 %).
Преподавателей вузов не устраивает подготовка и отношение к учебе студентов(17,3 %). За последние годы изменился состав студенческой молодежи, он неоднороден, социально-дифференцирован.
Деятельность преподавателей вузов очень разнообразна. Ее особенность в том, что преподаватели имеют большую эмоциональную нагрузку. В работе преподавателей многое зависит от того, какие взаимоотношения преподавателя с коллегами, администрацией, студентами, есть ли возможность творчества, какой уровень заработной платы и многое другое. Поэтому преподавателям было предложено оценить некоторые факторы профессиональной деятельности. Морально-психологический климат в вузах достаточно стабильный, благополучный. Так, например, отношениями с коллегами удовлетворены соответственно 80 % и частично удовлетворены отношениями с администрацией 50 %. 30 % опрошенных полностью уверены в своих профессиональных способностях и 40,0 % в творческом содержании труда. 30 % респондентов довольны перспективой служебного роста. Настораживает и тот факт, что 53,3 % респондентов полностью не удовлетворены размером зарплаты, 23,3 % — условиями труда и возможностью иметь дополнительный зарабаток.
Характерной особенностью профессионала своей деятельности является его отношение к профессии как к ценности, которая определяет образ жизни. Мотивация и есть отношение к работе и ее отдельным сторонам. Это ориентирует определенным образом потребности и интересы, степень удовлетворенностью профессией. Исходя из данных опроса, мотивами выбора профессии респондентов были: интерес к науке (33,3 %), интерес к профессии (26,7 %). Трудность избираемого вида деятельности занимает самое последнее место из выбранных вариантов.
Немаловажное значение имеют надежды на лучшее будущее. Так на вопрос «С каким чувством Вы смотрите в будущее» респонденты дали следующие ответы: 80 % опрошенных смотрят в будущее спокойно, но без особых надежд и 10 % респондентов — с надеждой и оптимизмом, 10 % затруднились ответить на данный вопрос.
На социальный портрет оказывают влияние социально-экономическая и политическая структура общества, так как они влияют на социальные настроения общества в целом. Больше всего преподавателей беспокоят ухудшение ситуации в образовании (22 %) и падение культуры (16,9 %), а также отсутствие результатов от экономических реформ (10,2 %) и снижение профессионализма (10,2 %).
Для того чтобы нарисовать социальный портрет преподавателя вуза, необходимо также проанализировать его ценностные ориентации. На первом месте для преподавателей, стоит крепкая семья, успехи близких(25,3 %), то есть ориентация на семейное благополучие, на втором месте — материальный достаток (17,2 %), на третьем месте — здоровье (14,9 %). Менее всего преподавателей волнует интересный круг общения, хорошие друзья, сохранение окружающей среды.
Социальный портрет будет неполным, если не рассмотреть религиозные ориентации педагогов. Результаты опроса показали, что 50 % респондентов верующие люди, безразличны к религии 20 % опрошенных, по 10 % респондентов колеблются между верой и неверой и атеисты.
В процессе педагогической деятельности педагога складываются свои мотивы работы. Рассматривая мотивы, которыми преподаватели руководствуются в своей научной работе, можно сказать, что все они связаны, в первую очередь интересом к предмету научного исследования (35,8 %), далее — работа над диссертацией (15,8 %), желание внести вклад в науку (13,1 %).
На социальный портрет преподавателя вуза влияют условия профессиональной деятельности. На нее, прежде всего, влияет материальное вознаграждение за труд. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Так, 46,7 % опрошенных утверждают, что живут неплохо, нормально питаются, покупают кое-что из одежды, но приобретение новой бытовой техники, мебели могут себе позволить только в случае острой необходимости, 20 % респондентов живут обеспечено, хорошо питаются, модно одеваются, делают денежные накопления, 13,3 % — часто не хватает средств на самое необходимое, даже на нормальное питание, 10 % — удается сводить концы с концами.
На вопрос «Если бы Вы вновь начали трудовую деятельность, выбрали бы Вы профессию преподавателя?» ответы распределились следующим образом: подавляющее большинство респондентов — 50,0 % выбрали бы свою профессию вновь, 36,7 % опрошенных, скорее всего, выбрали бы свою профессию вновь и только 13,3 % респондентов сомневаются, что выбрали бы свою профессию вновь.
В свободное от работы время преподаватели вузов занимаются деятельностью, которая присуща всем индивидам. В отличие от других категорий людей, у преподавателей граница между рабочим и нерабочим временем более подвижна и менее уловима. Свободное время преподавателя — это та часть времени, которая свободна от труда, это сфера его нерегламентированного поведения, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса, охватывающего творчество (как научное, так и художественное), искусство, общение, развлечение и так далее. Преподаватели вузов не замкнуты только на своей работе, они — живые люди и каждый день занимаются различными повседневными делами.
Как правило, регулярно большинство преподавателей знакомятся с текущей политинформацией, читают классическую и современную художественную литературу, обогащают свои лекции, семинары новыми материалами, изучают научные монографии, работают над научными статьями. Очень редко или никогда преподаватели смотрят телесериалы, занимаются физической культурой.
В свободное от работы время преподаватели в большей степени уделяют своей семье. Так 35,6 % опрошенных свободное от работы время проводят с родными и друзьями. Второе место в объеме свободного времени занимает туризм, путешествие (22,1 %). Третье место в объеме свободного времени занимает подготовка к занятиям — это отметили 22,1 % респондентов. Настораживает тот факт, что у 8,5 % преподавателей есть дачи и огороды. Это помогает преподавателям выжить в непростых экономических и политических условиях российской действительности. Земельные наделы превратились в дополнительные источники доходов, дающие продукты питания, «съедая» при этом большую часть свободного времени.
Преподаватели оценивают некоторые обстоятельства своей жизни в основном удовлетворительно.
Представленный портрет преподавателя вуза помогает понять содержание его деятельности, что мотивирует, какие социальные настроения, как преподаватель проводит свободное время, помогает увидеть способы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности преподавателя провинциального вуза, исходя из характеристики среды, в которой он проживает, а также определить основные задачи, которые стоят перед преподавателями вузов. Эти проблемы одинаковы как для региональных, так и столичных педагогов высшей школы — увеличение зарплаты, снижение учебной нагрузки, увеличение финансирования учебного процесса и научной деятельности.
Социальный портрет вузовского преподавателя — это совокупность автопортретов, которые «рисуют» сами преподаватели, поэтому он может быть субъективным, подретушированным. Несмотря на это, автор пытался объективно проанализировать на его основе реальный социальный портрет провинциального преподавателя высшей школы.