САМООБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
САМООБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
В начале ХХI века образование является критериям благосостоянием общества. В условиях развития социума перспективной является концепция образования на протяжении жизни человека, что и предполагает выдвижение на первый план самообразования. Суть заключается в удовлетворении развивающихся потребностей личности человека, адаптивном управлении образовательной средой и возможности реализовать каждой индивидуальной программой обучения и воспитания. Также следует создавать определенные психолого-педагогические условия, чтобы формировать готовность к нему, разрабатывать технология для организации систематической работы по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности. Поэтому на сегодняшний день так востребованы, российским обществом идеей формировать у школьников одно из самых доступных форм постоянного расширения, углубления, и изучения знаний — самообразования [2, с. 50]. Педагогическая наука дает располагать научные труды авторов, которые приблизили решение проблемы самообразования школьников. Были созданы целостные конструктивные педагогические теории самообразования школьников, которого стали концепции и идеи. Перемены, произошедшие в современном обществе, они привели к переосмыслению системы ценностей, смене приоритетов, заставили взглянуть по-новому на традиционные педагогические проблемы. Большая такая значимость в педагогической практике приобрела проблема развития личности человека, и ее самореализация.
Поэтому это особая важная связь образования и самообразования в деятельности человека. Высокий профессионализм индивида основывается на непрерывном самосовершенствовании. Это, прежде всего, относится к педагогической деятельности. В жизнь вступает молодое поколение, устремленное в себя, которая критически воспринимает мир, обладает индивидуальностью. Поэтому работа педагога требует творческого подхода, который постоянно должен совершенствовать свою работу, и самого себя. Учитель должен решать задачи обучения и воспитания на более высоком уровне. В педагогической науке произошел значительный разрыв. Начинают создаваться новые, интересные, научные идеи. Помимо этого происходит значительный массовый рост творчества педагогов, которое требуют научного осмысления достигнутых ими инноваций [4, с. 82].
Приоритетной целью школьного самообразования становиться развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формировать умения учиться. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях, уверенно принимать решения, и мыслить. Самообразование школьников эта такой процесс, который представляет собой знания, который формирует умственные способности, развития организованности, самостоятельности, активности, самоконтроля. Самообразования заключается в познавательной активности, в процессе чего намечается программа совершенствования знаний.
Самообразование эта педагогическое явление, которая находиться в постоянном развитии, и обуславливает образовательную ситуацию.
Каждая такая ситуация должна определяется состоянием общества и характеризоваться доминантой определенных подходов, парадигм, на смену которых требуется внесения соответствующих изменений в теорию и практику.
Самообразование — эта образование, которое изучается самостоятельно путем изучения отдельных наук и чтения познавательных, серьезных книг. Одна школа не может дать всего, что надо знать образованному человеку и что человек хочет знать.
Среднее общее образование, не может быть полным, и потому учащиеся должны приобретать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и самостоятельно получать новые знания из различных источников информации [5, с. 76].
Успех самообразования зависит от целого ряда познавательной деятельности учащихся, среди которых являются:
- Реализация принципов личностно-ориентированного обучения, это когда школьник может выбрать дело по душе со своими интересами.
- Обладание необходимым умственным развитием, смотреть на проблемы с реальной точки зрения, планировать шаги поиска ответа.
- Школьники должны самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Должны развиваться их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формировать умения планировать и принимать решения.
Самообразование эта такая особая деятельность, которая имеет свою специфическую структуру, она основывается на определенные компоненты самообразования - это мотивы, задачи, стимулы, способы действий и контроля определяются самим учеником. Главная задача учителя в самообразовании являются формировать активность учебной деятельности школьников. Чтобы воспитать стремления к самообразованию школьников, к своей деятельности: надо чтобы школьник хорошо умел осваиваться в своей учебной работе, решать учебные задачи, учебные действия.
В процессе учебной деятельности школьников, они должны уметь работать с текстом учебника, ведь текст является основным источником исторических знаний в самообразовании. Также большое значение в самообразовании имеют письменные работы, они помогают лучше освоить предмет, у учащихся развивается сообразительность, воображение, внимание, закрепление изучаемого материала. В процессе обучения можно применить виды письменных работ: самостоятельная работа, контрольная работа, проводить сочинения-описания исторических картин и иллюстраций.
Учебная деятельность школьника становиться особым предметом усвоения. Этому усвоению способствуют многочисленные задачи и вопросы и решения учебной деятельности, которые учитель может задавать в ходе урока.
В самообразовательной деятельности школьника исходным внутренним побуждением интереса является мотив.
Что такое мотив? Мотив — это внутренняя причина деятельности, поведения или поступка, это побудительная причина действия, движущая сила учения. Условием эффективности самообразовательной деятельности школьников была признана подготовка учащихся к самообразованию. Школьник должен отвечать на семинарах, выступать с докладами, рефератами и сообщениями, изучать статьи. Учащиеся должны организовать свои умения, комбинировать усвоение способов деятельности и д. р. [3, с. 43].
Предметом учебной деятельности является материал школьной программы. Где сами школьники могут осуществлять эту работу, например, рассказывать и конспектировать данную тему, готовить макеты, записи, схемы, рисунки, макеты, карты и т. д. В наше время делать записи полезно в том, что их можно использовать при повторении материала, который потом поможет для подготовки к докладу, к выступлению, на семинаре, или для написания сочинения. В учебной деятельности учитель должен определять источники, усвоений знаний, характер и объем учебного материала. Учитель осуществляет общий контроль над результатами учащихся, постепенно формируя самоконтроль и самооценку школьнику.
Одним из характерных признаков самообразования является проявление значительных волевых усилий со стороны личности для достижения желаемого результата [1, с. 20].
Все методы используются в самообразовании. Методы способствуют развитию навыков детей, умению ориентироваться, самостоятельно формулировать и излагать свои знания. Изучение педагогической и методической литературы дает основание говорить о том, что школьник открывает для себя все новые знания и умения.
Таким образом, самообразование стала неотъемлемой частью школьной программы, но и всей жизни общества. Самообразование это процесс, который школьник приобретает в ходе изучения. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать т. д. Самообразовательные методы обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Список литературы:
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение,1994. — 257 с.
- Божович Л.И. Этапы формировавия личности в онтогенезе. — М.: 1979. — 2—15 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — № 1. — С. 17—24.
- Вершинин В.Н. На принципах самообразования // Открытая школа. — 2002. — № 5. — С. 18—34.
- Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. Спб.: Просвещение, 2006. — 210 с.