К вопросу о более детальном изучении отдельных форм перфекционизма
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К вопросу о более детальном изучении отдельных форм перфекционизма
В современном обществе каждый индивид ежедневно сталкивается с большим количеством информационного и социального давления. И, как известно, информационная среда, на ряду с культурной, социальной и др., играет всё более значительную роль в становлении личности. Доказано, что перфекционизм имеет тесную связь с депрессией, суицидальной готовностью и неприятием своего тела, и также доказано, что перфекционизм может возникать вследствие влияния СМИ и воспитания. В данной статье рассматривается понятие перфекционизма, классификации, изменение взглядов на сам перфекционизм как феномен и развитие этих взглядов.
На протяжении десятилетий перфекционизм является предметом многочисленных эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии (Hamachek,1978; Beck, 1987; Холмогорова, 2006; Ясная, 2013).
Традиционно перфекционизм исследовался как универсальный феномен, оказывающий генерализованное влияние на все сферы жизни человека (Pacht, 1984). Но в последние годы целый ряд авторов полагают, что перфекционизм не всегда носит подобный глобальный характер и может дифференцированно проявляться только в отдельных сферах (Stoeber&Stoeber, 2009; Haaseetal, 2013). Сторонники данного подхода, который получил название «концепция специфических форм перфекционизма» (domain-specific perfectionism), подчеркивают высокую практическую значимость и необходимость самостоятельного изучения перфекционизма в различных сферах жизни.
В широком смысле перфекционизм (лат.perfectio – совершенство) можно определить как стремление человека к идеалу и к следованию крайне высоким стандартам.
Впервые данный термин упоминается в научной литературе в 60-х годах ХХ века у американского клинического психолога М. Холлендера (1965). Автор употреблял термин «перфекционизм» для обозначения личностной черты, которая характеризуется в повседневной жизни предъявлением к себе чрезвычайно высоких требований, а также в стремлении к абсолютному выполнению всех поставленных задач. При этом основное внимание он уделял тому, что подобная черта является препятствием для человека на пути к удовлетворению от проделанной работы, и это значимый фактор возникновения депрессии.
На начальном этапе перфекционизм был описан как негативное явление. Позже перфекционизм начали понимать как сложное явление, которое может быть и в здоровой, и патологической форме. Были описаны «неадаптивная озабоченность оцениванием» и «позитивное стремление к достижениям» (R. Frost, 1993), а также «здоровый» и «нездоровый», «адаптивный» и «неадаптивный», «позитивный» и «негативный», «пассивный» и «активный» типы перфекционизма (Хамачек, 1978).
Впервые о здоровом перфекционизме заговорил Д. Хамачек. По его мнению, здоровый перфекционист не выходит за рамки нормы, т.е. человек ставит себе высокие личные стандарты, сложные цели и получает удовлетворение от процесса их выполнения. При невротическом перфекционизме, человек испытывает желание стать совершеннее, это становится навязчивой идеей, а устанавливаемые им цели не соответствуют его же возможностям.
В 90-е годы XX века наиболее актуальным направлением исследований перфекционизма стало изучение его психологической структуры. В самом начале перфекцизм считался одномерным психологическим конструктом, который состоял из одного параметра – стремления соответствовать крайне высоким требованиям (Hollender, 1965). Позднее, в процессе изучения феномена, были получены данные, которые являются признаком его многомерности (Hewitt, Flett, 1990).
В британской концепции (Frost et al, 1990) модель перфекционизма состоит из шести параметров:
1) «Озабоченность собственными ошибками» – отрицательная реакция на ошибки и склонность воспринимать их как фиаско.
2) «Личные стандарты» – установление крайне высоких стандартов деятельности.
3) «Сомнения в собственных действиях» – неуверенность в правильности собственных действий, а также их эффективности и рациональности.
4) «Родительские ожидания» – восприятие родителей как предъявляющих высокие требования и ожидающих «идеальности».
5) «Родительская критика» – восприятие родителей как часто критикующих и недовольных достижениями ребенка.
6) «Организованность» – аккуратность, стремление к порядку в разнообразных проявлениях.
Ученые из Канады G.Hewitt и P.Flett (1991) создали иную модель перфекционизма, в которой использовали один критерий – его направленность. Предложенная модель включает в себя 3 параметра:
1) Я-ориентированный (личностно-ориентированный/ я-адресованный) перфекционизм – человек предъявляет к себе высочайшие требования, иррациональные ожидания по отношению в себе и своей деятельности, систематическое установление нереалистичных или сложно достигаемых целей и стандартов и невозможность признать и принять свои несовершенства.
2) Объектно-ориентированный (адресованный другим) перфекционизм включает в себя ожидание совершенства от окружающих, предъявление им крайне высоких требований и постоянная оценка других.
3) Социально-предписанный перфекционизм описывается как переживание и твердое убеждение человека в том, что окружающие предъявляют ему чрезвычайно высокие требования, рассчитывают на его «совершенство».
В 1993 году две вышеперечисленные модели включили в совместный факторный анализ, в рамках которого выделились два фактора высшего порядка: позитивное стремление к достижению и дезадаптивная озабоченность оценкой (Frost et al., 1993).
Первый фактор включает в себя такие параметры как «личные стандарты» и «организованность» из модели R.Frost и «я-ориентированный перфекционизм» из модели G.Hewitt и P.Flett. Этот фактор рассматривают как адаптивный аспект перфекционизма, который носит положительный мотивационный характер. Второй фактор «дезадаптивная озабоченность оценкой» включает в себя такие параметры как «родительская критика», «родительские ожидания», «сомнения в действиях», «озабоченность ошибками» из британской версии и «социально-предписанного» из канадской. Данный фактор рассматривают как отрицательный неадаптивный компонент перфекционизма, который связан с целым спектром психологических проблем.
Классификация видов перфекционизма является значительным шагом к более детальному рассмотрению каждого из них, что может вести к более качественной терапии.
Весьма актуальным оказывается изучение перфекционизма, направленного на внешность, для обозначения которого в данной работе используется термин «перфекционизм, ориентированный на себя» (является тождественным я-ориентированному перфекционизму). В зарубежных и отечественных исследованиях данного феномена было показано, что он является одной из самых распространенных форм перфекционизма среди молодых людей (Stoeber & Stoeber, 2009).
Данная форма перфекционизма связана с неудовлетворенностью своим телом и желанием обратиться к услугам пластического хирурга (Haase, 2013; Yang, &Stoeber, 2012; Холмогорова, Дадеко, 2010).
Цель работы – изучение перфекционизма, ориентированного на себя и его взаимосвязь с тревожностью у людей в зависимости от вовлеченности в деятельность по совершенствованию своего тела (пластическая операция).
Таким образом, более детальное изучение конкретных видов перфекционизма может быть ключом к более эффективной терапии патологического перфекционизма. Если рассматривать именно изучение перфекционизма, ориентированного на себя, разработку не осложнённых методов диагностирования, а также более эффективных методов терапии, это может привести к своевременной психологической помощи людям, желающим стать клиентами пластических хирургов, что в свою очередь может помочь исключить не необходимые хирургические вмешательства.