Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте
Набор жизненных обстоятельств, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Начало подросткового возраста характеризуется появлением рада специфических черт, главными из которых являются стремление к налаживанию отношений со сверстниками, желанием утвердить собственную независимость, самостоятельность, личностную автономию. Традиционно переходный возраст разбирается как период отчуждения от взрослых. В этом возрасте у подростков ярко выражены не только стремления противопоставить себя взрослым и отстаивание своей независимости, но и ожидание поддержки, помощи и защиты от них. Важнейшим фактором психологического развития в этом возрасте является общение со сверстниками, которое в свою очередь является ведущим видом деятельности в этот период. Подросток стремиться занять удоволетворяющее его положение в кругу сверстников, которое будет отвечать его требованиям. Чаще всего это сопровождается повышенной комфортностью к нормам и ценностям группы сверстников [2, с. 41–70].
Главное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Кроме того, в подростковом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит особым эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны значимых взрослых [2, с. 41–70].
Копинг-стратегии, согласно А. Маслоу [3, с. 52] – это форма поведения, которая предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Подводя итог о копинг-стратегиях, подчеркнем, что, во-первых, ассоциация копинг-стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведения являются основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих, копинг-стратегии находятся в зависимости от основных психологических типов личности.
Проведенный теоретический анализ позволил заключить, что важную роль в подростковом возрасте играет социальная поддержка. В этот период идет интенсивный процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главную роль в успешности данного процесса играет совместная деятельность со взрослым.
Копинг-поведение подростков по сей день недостаточно хорошо исследовано, но нам удалось выделить несколько особенностей совладающего поведения у подростков:
1. В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.
2. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.
3. Для подростков предпочтительными являются специфические виды копинга, призванные обратить на себя внимание взрослого, так как в силу своих возможностей самостоятельно решить проблему он еще не может.
4. Позитивная Я – концепция, интернальный локус контроля, мотивация достижения, оптимизм существенно определяют такую стабильную личностную характеристику, как общая самоэффективность, отражающую веру подростка в свою способность преодолевать трудности.
С целью выявления специфики копинг-стратегий в подростковом возрасте нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 60 подростков (средний возраст 13,1±1,7), из них 30 девочек и 30 мальчиков. Исследования проводились на базе МОУ СОШ г. Елец Липецкой области.
В качестве диагностического инструментария для выявления преобладающих копинг-стратегий в подростковом возрасте были выбраны следующие:
· Для определения доминирующей копинг-стратегии: Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман [4, с. 93–112].
· Для определения другого вида копинг-стратегии и подтверждения ранее полученных результатов: Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан [1, с. 416–419].
Математический анализ данных проводился с использованием статистического пакета SPSS Statictics (версия 17). Была проведена описательная статистика (среднее арифметическое, стандартное отклонение).
Сравнительный анализ статистических данных, полученных по результатам проведения опросника «Способы совладающего поведения» представлены в Таблице 1. Анализируя полученные данные, следует отметить, что большинство подростков ориентированы на поиск социальной поддержки. В переходном возрасте происходит снижение зависимости от взрослых, однако, судя по результатам исследования, мы видим, что социальная поддержка не утрачивает своей роли. Если адресатом помощи у младшего школьника были взрослые, то в подростковом возрасте эту роль на себя берут сверстники. Также «поиск социальной поддержки» свидетельствует об их уверенности в том, что в трудных жизненных ситуациях им окажут помощь близкие люди: родители, друзья, учителя.
На втором месте – «принятие ответственности» и «планирование решений». Данные копинг-стратегии проявляются в умении анализировать ситуацию и учитывать прошлый свой опыт.
Таблица 1.
Среднегрупповые значения по предпочтительности копинг-стратегий среди подростков
Конфронтационный копинг |
45,15 ±16,6 |
Дистанцирование |
46,6±14,8 |
Самоконтроль |
47,9±16,2 |
Поиск социальной поддержки |
58,6±20,2 |
Принятие ответственности |
52,9±20,1 |
Бегство |
51,2±19,4 |
Планирование решения проблемы |
53,4±16,9 |
Положительная переоценка |
43,4±16,3 |
Копинг-стратегия «принятие ответственности» считается более действенной стратегией совладающего поведения в стрессовых ситуациях или жизненных трудностях, ее используют наибольшое количество испытуемых. Это может быть обусловлено тем, что у всесторонне развитых подростков достаточно навыков для использования данной стратегии. Однако на эту копинг-стратегию тратится гораздо больше ресурсов человека, нежели на остальные.
Суть такой копинг-стратегии, как «планирование решений» состоит в выработке точного плана по устранению или решению проблемы и четкому следованию ему. Но когда ситуация находится вне наших пределов возможности ее контролировать, эта стратегия является неэффективной.
Третье место занимает такая копинг-стратегия, как «бегство». Оно может проявлять в отрицании проблемы, фантазировании, неоправданных ожиданий и вспышек раздражительности.
Значительно меньше подростки ориентированы на положительную переоценку. Также на одном уровне находятся: самоконтроль, дистанцирование и конфронтационный копинг.
Далее нами были проанализированы результаты по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, которые позволили выявить конструктивные (разрешение проблем и поиск социальной поддержки) и неконструктивные (избегание проблем) механизмы совладающего поведения. Полученные данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Среднегрупповые значения выраженности копинг-стратегий у испытуемых (по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана)
Решение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание проблем |
|||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
20±8,4 |
22,2±5,4 |
18,5±3,5 |
27,6±3,21 |
24,6±4,8 |
21,2±5,1 |
25,5±2,1 |
23,2±55 |
22±7,5 |
21,2±4,4 |
19,7±5,6 |
23,5±3,3 |
19±7,07 |
18,8±3,4 |
17,3±4,1 |
22,7±2,06 |
19,6±4,2 |
21,8±4,2 |
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что наиболее распространенным базисным копинг-поведением среди подростков является такая стратегия, как «поиск социальной поддержки». По этой шкале среди подростков было выявлено 7% испытуемых с высоким уровнем и 7% с очень низким уровнем, с низким уровнем – 20% и самое большое количество подростков (66%) находятся на среднем уровне шкалы «поиск социальной поддержки».
На втором месте по частоте использования находится такая стратегия совладающего поведения, как «решение проблем». Ориентированность именно на эту стратегию позволяет конструктивно адаптироваться к трудностям, которые характерны для подросткового возраста. По этой шкале среди подростков было выявлено 8% с высоким уровнем, 10% с очень низким, 32% с низким и 50% со средним уровнем.
И наименее распространенной, по результатам проведенного исследования среди подростков, является копинг-стратегия «избегание проблем». По этой шкале среди подростков было выявлено 3% с высокого уровня, 6% с очень низким уровнем, 19% со среднем и 32% с низким уровнем совладающего поведения.
Таким образом, на основе теоретического анализа и проведенного нами эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, проведенный теоретический анализ позволил заключить, что важную роль в подростковом возрасте играет социальная поддержка, при этом результаты нашего исследования полностью подтвердили данный факт. То есть, не смотря на то, что в подростковом возрасте происходит снижение зависимости от взрослых, доминирующей копинг-стратегией по результатам обеих методик является «поиск социальной поддержки».
Во-вторых, по частоте использования стратегии совладающего поведения «принятие ответственности» и «планирование решений» занимают второе место по результатам обеих методик.
В-третьи, по результатам опросника «Способы совладающего поведения», можно выделить копинг-стратегию, которая одинаково часто применима подростками – «самоконтроль».
И наконец, наименее распространенной среди подростков, является копинг-стратегия «избегание проблем».