"Слушайте музыку революции!"
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
"Слушайте музыку революции!"
В этом году наша страна отмечала 100-летие важного исторического события, явившегося переломным в судьбе нашей Родины.
Революция 1917 года стала кульминацией борьбы аристократии и буржуазии в России, борьбы, которая началась задолго до правления последнего русского императора и спуска на воду крейсера «Аврора», борьбы, которая потрясла все общественные институты и затронула большинство семей, борьбы, предопределившей вектор развития огромного, потенциально сильного государства. Трудно переоценить масштаб происходящих в те времена событий, ту ответственность, что тяжкой ношей легла на плечи народа. Российская Империя, умытая кровью солдат и офицеров на полях сражений с непримиримым западным соседом, разрываемая внутренними конфликтами на национальной, конфессиональной, экономической и правовой почве, угнетаемая бездарным, в большинстве случаев, коррумпированным политическим аппаратом, треснула по швам и готова была развалиться на множество маленьких, «независимых» друг от друга частей. Подобные метаморфозы не могли не отразиться на искусстве, в котором всякий творящий человек – зеркало, застывающее во времени для своих потомков. Все эти переломные события нашли образное отражение в различных видах искусства, в произведениях художников и музыкантов, писателей и поэтов, в творчестве народа.
В рамках данного небольшого исследования остановимся на наиболее ёмких и лаконичных способах выражения мыслей и чувств человека – поэзии и песне. Именно в них можно отчетливо увидеть как происходят решительные изменения в мироощущениях людей, ставших участниками и свидетелями великого исторического переворота.
Эта эпоха потрясений вызвала к жизни творчество разных авторов, создающих произведения, в основе которых лежит слово, являющееся как мощным оружием, так и способом выразить собственные мысли и чувства, отношение к происходящим событиям, которым, как и во все времена, давалась неоднозначная оценка: одни считали ее катастрофой, несущей разрушение великой державы, другие – видели в ней прорыв к новой эпохе, дающей свободу, равенство и процветание народу России.
Эти две полярные точки зрения нашли отражение в творчестве авторов, принадлежащих к разным лагерям, на которые произошло деление общества того времени: «белые» и «красные». Поэтому одни авторы воспели революцию, а другие прокляли ее.
Тематика поэтических и песенных текстов авторов, приверженцев «белой идеи» и не принимавших революцию, чаще всего лишенных отечества, на удивление, не была наполнена пафосом протеста, не включала призывы к борьбе с новым строем, а часто сводилась к воспоминаниям о счастливом прошлом и мыслям о безысходности настоящего и будущего.
Революционные же поэты в своих стихотворениях восторженно приветствовали Октябрьскую революцию, видя в ней воплощение мечты народа о свободном труде, несущем радость созидания, изобилие и счастье, горели идеей создания новой жизни и нового мира. Появилась плеяда молодых поэтов, бойцов революции, которые воспели героику тех лет, силу духа во имя достижения великой и благородной цели – осуществление мировой социалистической революции, которая принесет свободу и мир всем народам на планете.
В поэтических произведениях многих пролетарских поэтов, а также С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского по-разному проявились романтический пафос революции, символизм образов, планетарная мощь в изображении революционного народа и событий. В своих стихах они стремились передать вселенские масштабы происходящих событий, воспеть новый мир и значение социалистической революции, которая послужила его созданию.
Красочные картины русской природы, крестьянского труда и быта нашли воплощение в стихах, так называемых, новокрестьянских поэтов, к которым принято относить С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца, П. Орешина, Д. Бедного и др. Их поэтический стиль во многом близок фольклорной народно-песенной традиции [1].
Стремление к новому с героическим пафосом отображают и многие выдающиеся революционные песни, боевой дух которых поднимал пролетариев на борьбу с самодержавием. Эти песни, сопровождавшие массовые выступления рабочих и крестьян, выполняли огромную мобилизирующую роль. Их с большим энтузиазмом пели на маевках, во время демонстраций, стачек и забастовок, многолюдных митингов. Исполняемые в тюремной неволе они стали выражением протеста против тюремного и самодержавного произвола. С ними шли на каторгу и ссылку, провожали в последний путь погибших революционеров - товарищей по пролетарскому оружию.
Изначально революционные песни возникали в ходе переосмысления традиционных напевов крестьянских и городских песен, любимых в народе, так как создавались в народной среде. Впоследствии песни создавались самими рабочими и революционной интеллигенцией, а также появившейся плеядой композиторов, творчество которых тесно связано с политической песней [2].
Ведущий песенный жанр революционной эпохи – боевая маршевая песня гимнического характера. Большое значение приобретают подобные песни, пришедшие в Россию из западно-европейских стран, свидетельствующие о международном значении революционного рабочего движения. К ним можно отнести такие песни-гимны, как «Интернационал», «Варшавянка», «Марсельеза», «Красное знамя» и др. Революционная маршевая песня выделяется своей необыкновенной энергетикой, т.к. вобрав в себя традиционные черты, красоту и величие народной песни, преисполненной гордостью за высокие подвиги русского солдата и офицера, она дышит силой и мощью, незыблемостью, непобедимостью, привносит новые ноты народного гнева.
Героями революционных стихов и песен той эпохи стали доведенные до отчаяния, полуголодные, отбросившие страх крестьяне без земли, рабочие с черными от копоти руками, оставившие свое здоровье в бесчеловечном труде на фабриках и заводах, разъяренные солдаты в обносках и вчерашние гвардейцы в мундирах, по собственному убеждению вставшие на сторону революционных масс – эта революционная масса, объединившаяся для одной общей цели стала мощной политической силой. И эта сила чувствует пульс времени, а люди, представляющие ее, прошедшие путь от бессилия до могущества, являют образец гражданской сознательности и достоинства.
Ярким примером народного гнева и непримиримости с угнетателями служит песня «Беснуйтесь, тираны» (в переводе Г. Кржижановского). Яркие выразительные художественные средства, используемые в ней, передают решимость и нежелание народа впредь терпеть то, что происходит в стране.
По мнению теоретиков народной освободительной борьбы, революции начинаются с идеи, но на практике же революция требует не отвлеченных рассуждений о справедливости, а пушек и тех, кто был бы готов из этих пушек стрелять. Поэтому походные, маршевые, строевые песни, исторические баллады, частушки-проводы и многие другие виды военной песни наполнились новым содержанием и имели большое значение для неспокойных времен наступившей гражданской войны: «Благородная и мужественная музыка укрепляет дух, успокаивает нерешительных, и зовет их к величайшим подвигам» (Гомер). Каждая дивизия, каждый полк, каждое подразделение или партизанский отряд складывали свои песни [3].
Революционные песни несли также патриотическую функцию, направленную на призыв к борьбе с врагом, напоминающую об ответственности каждого человека за ход истории (например, «За власть Советов», «Марш Буденного» и пр.).
«Красная» поэзия времен гражданской войны подобна ее песне – живая, непоколебимая, воинственная; сохранив традиционную грациозность русского стиха, она отбросила частность, привилегированность, изнеженность и избалованность дворянства, превратившись во всеобщее достояние.
Успех революционной песни выявил бесспорный гений будущего советского человека, проявившийся в различных видах искусства.