Спортивный инфоповод как учебный ресурс в рамках теоретического изучения жанрового своеобразия репортажа
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Спортивный инфоповод как учебный ресурс в рамках теоретического изучения жанрового своеобразия репортажа
Репортаж ˗ один из наиболее сложных жанров публицистики. Это рассказ журналиста-очевидца о каком-либо событии, представленный одновременно в информационной и в эмоциональной плоскостях[1];[3].
Преподаватели на факультетах журналистики часто сталкиваются с проблемой: как преподнести студентам теоретическую информацию касательно жанрового своеобразия репортажа в интересном и познавательном ключе. На наш взгляд, спортивные мероприятия ˗ ценный ресурс, который можно и нужно задействовать.
Это обусловлено прежде всего тем, что спортивные репортажи ˗ самые удачные материалы для учебного анализа и для демонстрации всех жанровых черт репортажей студентам на дисциплине ОЖД (Основы журналистской деятельности), а также на творческих практикумах. Чтобы не быть голословными, исследуем, как основные признаки, свойства, выше упомянутого жанра отражаются в спортивном репортаже.
В качестве примера возьмем материал «Индейцы растопили Арктику. Стартовал седьмой сезон Ночной лиги» Владислава Уткина от 3 сентября 2017, опубликованный на сайте Чемпионат[4]. Репортаж посвящен Седьмому сезону Ночной хоккейной лиги, первой состоявшейся игре.
Александр Колесниченко, один из редакторов «Новых известий», выпускник и ныне преподаватель факультета журналистики МГУ, в своем авторском учебном пособии «Практическая журналистика» определяет репортаж как рассказ очевидца, написанный так, чтобы читатель почувствовал себя на месте событий[2].
Журналист отмечает: главное в репортаже – это эффект присутствия. Читающий должен видеть, слышать и воспринимать происходящее вместе с автором[1]. Несмотря на всю фактологичность репортажа, его читают не ради самой информации, а ради того, чтобы все это пережить.
Поэтому репортаж стоит отнести к жанру не новостному. По определению Александра Колесниченко, это жанр эмоциональной публицистики.
При этом журналист всегда имеет свое восприятие, свою интерпретацию пережитого, а значит, можно говорить о значительной субъективности подобных материалов. Два отчета («репортаж» в устаревшем его понятии, родоначальник репортажа) на тему одного и того же события, выполненные разными журналистами, могут быть достаточно схожи как по структуре, так и по содержанию.
Обратившись к спортивному репортажу Владислава Уткина, можно проследить методичное использование приема эффекта присутствия. Корреспондент постарался передать звуки/цвета/ощущения. Так, например, большую ценность имеет короткий, но яркий, эпизод появления актеров в костюмах коренных жителей Америки, которые развлекали фанатов. Действие сопровождалось индейской музыкой.
Можно было бы описать только важные моменты самой игры, не заостряя внимание на подобных деталях, не имеющих никакого отношения к спорту. Однако спортивный репортаж и репортаж в целом не могут существовать без эффекта присутствия, а эффект присутствия в свою очередь строится и на описании отвлеченных эпизодов.
Известный гонзо-журналист Валерий Панюшкин, колумнист «Сноба», недаром называет репортаж «кашей из топора»[2], где топор – это событие, а все остальные ингредиенты, из которых варится каша, – люди со своими эмоциями, чувствами, впечатлениями от всего пережитого, увиденного, услышанного.
Так, слова тренера Максима Викторова трогают показывают: для самих спортсменов и их тренеров ˗ это не просто развлечение, это их жизнь. Они живут от игры к игре, ставят цели, готовят планы, мечтают.
«Мы наконец попали в тот дивизион, в который хотели изначально, где играют настоящие любители. Вы видите, что костяк нашей команды – это чистые любители. Конечно, мы поднабрались мастерства, но этот дивизион – наш уровень. Один кубок – это уже чудо для нас. Мы хорошо стартовали.»[4].
Если в этой цитате поднимаются проблемные вопросы спорта, то в словах директора НХЛ Игоря Бахмутова передается всеобщая атмосфера «драйва», ажиотаж, вызванный стартом лиги.
«Мы чувствуем нечто фантастическое и потрясающее. Ночной лиге семь лет, и в ней играют команды из 80 регионов. Это фантастика, это почти вся страна! Под тысячу любительских клубов со всей страны!»
Важный вопрос – стоит ли употреблять в репортаже местоимение «я». Безусловно, это не настолько четко прописанный и строгий жанр, как та же новостная заметка. При написании репортажа можно отходить от правил и установок, фантазировать, поэтому и употребление данного местоимения остается желанием (или нежеланием) самого журналиста.
Владислав Уткин отказывается от использования этого местоимения, заостряя внимание в первую очередь на героях своего материала, а не на себе. Он будто видит мероприятие глазами героев.
Курсы ОЖД предполагают определение различных форм репортажного текста. Их также принято называть гибридными, поскольку они сочетают в себе элементы различных жанров. Прежде всего, необходимо выделить следующие основные формы[2].
1. Новостной репортаж.
Расширенная новость. Информационная фактическая часть преобладает, несмотря на репортажную сущность и «эффект присутствия». Объективная составляющая – меньше эмоций и субъективности, личностного восприятия журналиста. Новостной репортаж повествует об отдельном событии: репортажные сцены касаются исключительно данного события.
2. Политический репортаж.
Слияние таких жанров, как репортаж и комментарий. Освещается какое-либо событие, связанное с общественно-политическими проблемами, вопросами. Журналист, находясь на месте события, вспоминает, что говорил тот или иной политик, общественный деятель, в прошлый раз и сравнивает его слова с тем, что утверждает он сейчас, на данном мероприятии, находит противоречия, анализирует, а также высказывает свое мнение и отношение.
Стоит отметить: важно, чтобы мнение автора было аргументированным и обоснованным. Не должно быть эмоций ради эмоций, все должно иметь свою первопричину.
3. Специальный репортаж.
Слияние таких жанров, как репортажи расследование. Сначала журналист должен выявить проблему, которую будет освещать и анализировать, затем собирает информацию: различные факты, комментарии профессионалов, экспертов, после чего уже выезжает на место события и встречается со своими героями для получения эмоциональных оценочных мнений участников. Например, выезд в населенный пункт, где произошло землетрясение, или выезд в сгоревшую деревню.
Подобная репортажная форма интересна, прежде всего, тем, что материал поднимает серьезные вопросы, а также сочетает одновременно логическую и чувственно-эмоциональную стороны. Особенность специального репортажа заключается также в достаточно большом объеме и в наличии большого количества событий, героев.
Репортаж Владислава Уткина можно определить как новостной репортаж. Корреспондент говорит о конкретном событии, собирает факты и мнения, не «якает», минимизируя субъективную составляющую и личностную оценку события. Но при этом он создает эффект присутствия и показывает эмоции, чувства, участников происходящего. Глубокая фактологическая основа позволяет читателю выйти за рамки одного мероприятия, заинтересоваться другими играми НХЛ и вопросами спорта, в частности ˗ хоккея, в целом.
Таким образом, спортивный инфоповод ˗ прекрасная возможность для написания первого тренировочного репортажа начинающим журналистом.
В этом случае минимален риск, что корреспондент не сможет прочувствовать атмосферу мероприятия, соберет мало информационного материала или не найдет героев. Одновременно с тем он пройдет суровую школу, когда будет фильтровать факты, мнения, отделяя семена от плевел, и стараться точно передать атмосферу.
Подобные новостные репортажи учат работать и с фактологической основой, и с эмоционально-чувственной, что очень важно для юного неопытного корреспондента.
При этом сам спортивный репортаж (конечный продукт) ˗ также замечательная возможность чему-то научиться. Будет полезно анализировать на семинарских занятиях репортажи опытных журналистов и сравнивать их с собственными работами студентов.