РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 КЛАСС) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 КЛАСС) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Выразительность речи служит основным средством для достижения эффективной коммуникации, что подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования. (ФГОС 2 поколения НОО) [5]. Более того, интонационная выразительность представляет собой ключевую особенность, качественно характеризующую речь, отражающую уровень развития языка и культуры общения личности [4].
Важно обратить внимание на развитие интонационной выразительности у учащихся начальных классов. Интонационная выразительность речи является важным аспектом коммуникации, который позволяет более эффективно передавать информацию и эмоции. Для детей младшего школьного возраста развитие интонации является ключевым этапом в овладении навыками чтения и понимания литературных текстов. Литературные произведения богаты различными образными средствами языка, такими как метафоры, эпитеты, сравнение и др. Учителя могут использовать эти средства для развития интонационной выразительности речи, стимулируя учеников выражать эмоции и настроения, связанные с конкретными фразами и словами.
Интонационная выразительность речи – это совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика (высота), громкость, логическое ударение, темп речи и пауза [3].
С целью изучения уровня сформированности интонационной выразительности у обучающихся 3 класса была проведена экспериментальная работа на базе МАОУ «СОШ №1», Пермский край, г. Соликамск. В эксперименте приняли участие 28 обучающихся. Использовались задания, разработанные О. И. Лазаренко [1]. Обобщенные результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты исследования сформированности интонационной выразительности речи у обучающихся 3 класса
Было отмечено, что большинство обучающихся (50%) имеют низкий уровень сформированности интонационной выразительности речи. В классе есть ученики с интонационной выразительностью речи ниже среднего уровня (21%) и средним уровнем (18%). У них есть трудности с изменением темпа речи, высоты и силы голоса, они выделяют ключевое слово в предложении с помощью аналогии и понимают смысл текста. Мелодико-интонационная сторона их речи невыразительна и монотонна.
Была организована работа по развитию интонационной выразительности речи на уроках литературного чтения. Нами было разработано и проведено 8 уроков по литературному чтению в соответствии с календарно-тематическим планом. Уроки проводились один раз в неделю. При проведении уроков по литературному чтению с целью формирования интонационной выразительности были учтены педагогические условия:
- систематически включать в деятельность на уроке литературного чтения упражнения на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации;
- использование приема инсценирования как средство формирования интонационной выразительности на уроках литературного чтения.
Приведем пример реализации предложенных условий на уроках. За основу возьмем произведение Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Первый урок проводился с целью закрепления знаний о литературном произведении. Вначале урока педагог попросил вспомнить детей сюжет и героев сказки. После были проведены упражнения на развитие темпа речи и на развитие регулирования силы голоса. Также проводилась дыхательная гимнастика. Эти упражнения помогли настроить детей на выразительное чтение сказки.
В основной части урока дети разбили текст на фрагменты. После анализа содержания сказки учитель с учениками многократно прочитывали фрагменты произведения, находя наиболее подходящую интонацию, обдумывают мимику и жесты, подходящие для каждого отрывка, и обсуждали, как наилучшим образом передать образ персонажа, например зайца. Детям задавались наводящие вопросы: «Как тебе кажется, какое настроение у этого персонажа? Как ты догадался, по каким словам автора или героя?». Проводилась работа с иллюстрациями из сказки. Просмотр иллюстраций сопровождался вопросами: «Что случилось с этим персонажем? Как ты догадался, что он добрый герой? Что делает другой персонаж на картине?».
После анализа сказки детям было предложено разделиться на три группы по рядам. Между детьми были распределены роли: один ребенок читал авторский текст, второй – за зайца, остальные дети читали слова за остальных зайцев. Первый ряд начинал читать первую часть сказки, второй – вторую часть, третий ряд – заключительную. Было отмечено, что дети читают текст без пауз, не выделяют главные слова интонацией. После того как дети прочитали текст, учитель обратил внимание на общие проблемы, связанные с интонацией. Он объяснил, что интонация – это изменение тональности голоса, которое помогает передавать эмоции и смысл текста. Учитель показал примеры правильного использования интонации и посоветовал детям обратить внимание на паузы и выделение ключевых слов. Затем дети повторяли чтение текста, прилагая усилия к использованию интонации. Например, педагог просил детей выразительно прочитать слова зайца: «Никого я не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и всё тут!». При прочтении этих слов не все дети могли громко произнести эту фразу, некоторые ученики стеснялись. Педагог объяснял: «Представьте, что вы гордые и смелые, не боитесь ничего и никого! Попробуйте снова, почувствуйте силу и решимость в этих словах». Каждый ребенок пробовал произнести эту фразу, с каждым разом получалось лучше, чувствовалась решимость в голосе. На уроке дети также практиковались читать выразительно авторский текст с расстановкой логических пауз и выделением главных слов, что способствовало лучшему пониманию и восприятию содержания.
Второй урок проводился в форме инсценирования сказки. Инсценирование на уроках литературного чтения представляет собой активный метод обучения, который помогает младшим школьникам лучше понять текст, раскрыть его смысл и развить навыки выразительности речи [2].
Вначале урока педагог проводил работу по содержанию сказки, задавал детям вопросы. Например, «Как вы думаете, какими качествами обладает главный герой? Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу мысль». «Чаще всего реплики с какой эмоциональной окраской преобладают в речи главного героя?», «Как вы думаете. Его должен сыграть человек с тихим или громким голосом? Уверенный или сомневающийся? Кому подойдет такая роль?», «Каким должен быть рассказчик?», «А какие у нас зайчики? Как они реагируют на реплики зайца? Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие вашу мысль?», «А еще у нас есть волк. Каким он должен быть?», «Как меняется заяц в конце сказки?». Дается время на подготовку. Дети разделились на группы, каждая группа выбрала сценку по фрагментам сказки «Заяц заявляет о том, что никого не боится», «Звери высмеивают зайца», «Встреча с волком». После чего группы выступают. Раздаются маски для волка, зайцев. А также книга для рассказчика.
Контрольный этап экспериментальной работы заключается в выявлении эффективности проведённой работы на уроках литературного чтения после реализации предложенных педагогических условий. Сравнительные результаты представлены в виде диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования сформированности интонационной выразительности речи у обучающихся 3 класса
На контрольном этапе была отмечена динамика. По сравнению с констатирующим этапом высокий уровень стал выше на 25%, средний уровень увеличился на 18%, уровень ниже среднего увеличился на 7%. Низкий уровень не был выявлен. Интонационная выразительность речи обучающихся значительно улучшилась благодаря разнообразным формам и методам работы на уроках литературного чтения. Ученики теперь умеют изменять темп речи, контролировать высоту и силу голоса, а также выделять ключевые слова в предложениях. Эти навыки позволяют им более эффективно передавать эмоциональное содержание текста и делать чтение более привлекательным для слушателей. Таким образом, можно утверждать, что успешная реализация методов работы на уроках литературного чтения сыграла важную роль в повышении интонационной выразительности речи обучающихся.
Таким образом, развитие интонационной выразительности речи является важным аспектом обучения детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Использование различных подходов, таких как систематическое включение упражнений на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации, а также использование приема инсценирования, позволит учителям развивать интонационную выразительность речи у учеников и способствовать более глубокому пониманию литературных текстов.