Развитие социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Развитие социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Современное общество характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни человека, которые касаются, и сферы образования. Данные перемены определены в основном двумя социально-экономическими факторами: стремительно нарастающим потоком информации во всех областях знания и осознанной потребностью современного общества в гибких адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации и саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека [5, с. 4].
Задачи, поставленные перед современной системой образования, направленны не только на освоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности. Основной результат деятельности образовательного учреждения теперь это ключевые компетенции в различных сферах жизни человека, заявленные государством.
Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты, можно сделать вывод о том, что возникает необходимость перестройки работы системы образования, опираясь на компетентностный подход. В данном подходе, наше внимание привлекла социальная компетентность.
Актуальность работы заключается в необходимости создания новых подходов к определению понятия «социальная компетентность», а также разработке технологий ее развития у подростков.
Результаты анализа состояния развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании позволили выявить противоречие между объективными потребностями практики и отсутствием научно-методического обеспечения развития данной компетентности у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.
С учетом выделенного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Цель нашего исследования – выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
В рамках теоретического исследования нами рассмотрены соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», понятие, структура социальной компетентности и особенности ее проявления в подростковом возрасте, потенциал УДОД в развитии данной компетентности; построена модель развития социальной компетентности подростка в учреждении дополнительного образования (см. схему 1).
В качестве основного понятия социальной компетентности, мы используем определение, данное И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [3, с.8].
Проанализировав потенциал УДОД в развитии социальной компетентности подростков, мы видим, что в данных учреждениях складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности. На основе того, что спектр выполняемых функций педагога здесь намного шире, чем в общеобразовательной школе, а спектр социальных ролей выполняемых учащимися намного разнообразнее.
Схема 1.
Модель развития социальной компетентности подростка в учреждении ДО
В настоящей статье представлены результаты контрольного среза. База исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой» г. Череповца. Выборка исследования составила 18 подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ.
Цель: на основе выделенных показателей провести сравнительный анализ развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании.
Задача: выявить уровень развития социальной компетентности подростков после проведенной работы, проанализировать результаты.
Методика 1. Тест В.Ф. Ряховского [4, с. 52-55]
Цель: определение уровня развития коммуникативных умений.
Содержание: Учащимся было предложено быстро, однозначно («да», «иногда», «нет») ответить на 16 вопросов.
Динамика результатов представлена в виде диаграммы (Рис. 1).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что низкий уровень развития коммуникативных умений уменьшился на 10%. Высокий – увеличился на 20%; средний – уменьшился на 10%.
Рисунок 1. Динамика развития коммуникативных умений
Методика 2. «Круг» Г.А. Карпова, Т.А. Брагина [2, с 20-21]
Цель: определение динамики уровня самооценки.
Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 2).
Рисунок 2 Динамика самооценки учащихся
Диаграмма показывает, что высокий уровень самооценки у подростков возрос на 6%, а средний уменьшился на 6%.
Методика 3. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [1, с. 486-490]
Цель: определение динамики развития эмпатических способностей.
Результаты оформлены в виде диаграммы (Рис. 3).
Рисунок 3. Динамика развития эмпатических способностей
Анализ результатов изучения позволяет сделать вывод, что детей, находящихся на очень низком, заниженном и среднем уровне развития эмпатических способностей после эксперимента стало на 6% меньше (на каждом). Высокий уровень эмпатии увеличился на 17%.
По результатам проведенной работы можно сказать, что уровень развития социальной компетентности подростков возрос.