Статья:

Развитие социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Егоровцева К.И. Развитие социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Егоровцева Ксения Игоревна
магистрант, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Современное общество характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни человека, которые касаются, и сферы образования. Данные перемены определены в основном двумя социально-экономическими факторами: стремительно нарастающим потоком информации во всех областях знания и осознанной потребностью современного общества в гибких адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации и саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека [5, с. 4].

Задачи, поставленные перед современной системой образования, направленны не только на освоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности. Основной результат деятельности образовательного учреждения теперь это ключевые компетенции в различных сферах жизни человека, заявленные государством.

Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты, можно сделать вывод о том, что возникает необходимость перестройки работы системы образования, опираясь на компетентностный подход. В данном подходе, наше внимание привлекла социальная компетентность.

Актуальность работы заключается в необходимости создания новых подходов к определению понятия «социальная компетентность», а также разработке технологий ее развития у подростков.

Результаты анализа состояния развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании позволили выявить противоречие между объективными потребностями практики и отсутствием научно-методического обеспечения развития данной компетентности у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.

С учетом выделенного противоречия определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Цель нашего исследования – выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

В рамках теоретического исследования нами рассмотрены соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», понятие, структура социальной компетентности и особенности ее проявления в подростковом возрасте, потенциал УДОД в развитии данной компетентности; построена модель развития социальной компетентности подростка в учреждении дополнительного образования (см. схему 1).

В качестве основного понятия социальной компетентности, мы используем определение, данное И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [3, с.8].

Проанализировав потенциал УДОД в развитии социальной компетентности подростков, мы видим, что в данных учреждениях складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности. На основе того, что спектр выполняемых функций педагога здесь намного шире, чем в общеобразовательной школе, а спектр социальных ролей выполняемых учащимися намного разнообразнее.

Схема 1.

Модель развития социальной компетентности подростка в учреждении ДО

 

В настоящей статье представлены результаты контрольного среза. База исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой» г. Череповца.  Выборка исследования составила 18 подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ.

Цель: на основе выделенных показателей провести сравнительный анализ развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании.

Задача: выявить уровень развития социальной компетентности подростков после проведенной работы, проанализировать результаты.

Методика 1. Тест В.Ф. Ряховского [4, с. 52-55]

Цель: определение уровня развития коммуникативных умений.

Содержание: Учащимся было предложено быстро, однозначно («да», «иногда», «нет») ответить на 16 вопросов.

Динамика результатов представлена в виде диаграммы (Рис. 1).

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что низкий уровень развития коммуникативных умений уменьшился на 10%. Высокий – увеличился на 20%; средний – уменьшился на 10%.

 

Рисунок 1. Динамика развития коммуникативных умений

 

Методика 2. «Круг»  Г.А. Карпова, Т.А. Брагина [2, с 20-21]

Цель: определение динамики уровня самооценки.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 2).

 

Рисунок 2 Динамика самооценки учащихся

 

Диаграмма показывает, что высокий уровень самооценки у подростков возрос на 6%, а средний уменьшился на 6%.

Методика 3. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [1, с. 486-490]

Цель: определение динамики развития эмпатических способностей.

Результаты оформлены в виде диаграммы (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Динамика развития эмпатических способностей

 

Анализ результатов изучения позволяет сделать вывод, что детей, находящихся на очень низком, заниженном и среднем уровне развития эмпатических способностей после эксперимента стало на 6% меньше (на каждом). Высокий уровень эмпатии увеличился на 17%.

По результатам проведенной работы можно сказать, что уровень развития социальной компетентности подростков возрос.

 

Список литературы:
1. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – 672 с.
2. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Методические рекомендации. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Екатеринбург: Урал. ин-т молодежи, 1996. — 42 с.
3. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007. - 23с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с.
5. Формирование социальной компетентности детей в условиях сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнерами разного типа. Методическое пособие. – СПб., 2016 , 124 с.