ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Профессиональное самоопределение – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, с которым он сталкивается уже в период обучения школе. Результат самоопределения становится основой построения карьерных перспектив молодого человека, поэтому так важно оказать ему своевременную помощь для совершения правильного профессионального выбора.
Профориентация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребности общества и своих способностей [1]. Профориентация сегодня включена в деятельность учреждений основного и дополнительного образования, что возлагает на них большую ответственность за успешность формирования профессиональных стратегий подрастающего поколения.
Для выявления эффективности современных профориентационных методов работы с учащейся молодежью среди обучающихся 10 – 11 классов «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 10 им. Циолковского» города Кирова был проведен опрос.
Первый вопрос анкетирования предполагал определение количества посещенных респондентами профориентационных мероприятий и позволил констатировать, что большинству респондентов за период обучения в школе удалось посетить от 1 до 3 профориентационных мероприятий. Респонденты отмечают, что чаще всего подобные мероприятия проводятся в стенах учреждений среднего образования, и реже – в учреждениях дополнительного образования и клубах по месту жительства.
В ходе опроса респондентам также был задан вопрос, предполагающий выбор форм проводимых профориентационных мероприятий и допускающий выбор нескольких вариантов ответа. По результатам стало известно, что наиболее распространенной формой профориентационных мероприятий является тестирование, направленное на выявление профессиональных склонностей личности, данный вариант отметили 100% респондентов. Следующей по популярности формой стало проведение очных встреч с представителями различных профессий. Четверть респондентов отметили, что мероприятия имели формат профориентационных игр и 15% выбрали вариант «Лекции и семинары». Полученные результаты позволяют констатировать, что не смотря на большое разнообразие инновационных форм профориентационной работы с учащимися, образовательные учреждения чаще применяют в своей практике наиболее известные, проверенные формы, которые все больше уступают в эффективности современным интерактивным инструментам.
На вопрос «На что было направлено профориентационное мероприятие?» 92,3% респондентов ответили – «На выявление своих профессиональных склонностей», 42,3% опрошенных стали участниками мероприятий, предполагающих знакомство с актуальными на рынке профессиями, 26,9% респондентов стали участниками мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций, а 15,4% – участвовали в мероприятиях, целью которых была помощь в определении с высшим учебным заведением.
Следующий блок вопросов был направлен на выявление отношения учащихся к содержанию профориентационной работы и определению ее эффективности. К сожалению, анализ результатов позволил констатировать низкую степень эффективности реализуемых профриентационных мероприятий, а вместе с тем низкую степень удовлетворенности респондентов результатами проводимых мероприятий. На вопрос об оценке эффективности были получены следующие результаты: 26,9% респондентов считают проводимые мероприятия эффективными, 30,8% респондентов находят их скорее эффективными, 34,6% посчитали мероприятия скорее неэффективными и 7,7% считают, что реализуемые мероприятия не несут никакого эффекта.
На вопрос «Помогло ли Вам мероприятие определиться с будущей профессией / профессиональной областью?», утвердительный ответ дали лишь 23,1% респондентов, также практически треть респондентов ответила, что проводимые профориентационные мероприятия дублируют результаты друг друга и не дают новых знаний о мире профессий и профессиональных предпочтениях обучающихся.
Также в анкете был представлен открытый вопрос, связанный с формами проведения профориентационных мероприятий, которые с точки зрения учащихся были бы более полезными и эффективными. Респондентами были предложены следующие формы работы: ярмарки профессий, позволяющие получить знания не только о востребованных профессиях рынка труда, но и помочь определиться с выбором подходящего учебного заведения. Еще одним вариантом стало проведение интерактивных спектаклей, позволяющих примерить на себе роли различных профессий, а также проведение деловых игр, включающих проигрывания трудовых ролей и принятие управленческих решений в различных производственных ситуациях. Обучающимися также были предложены: мероприятие «Один день в роли представителя профессии» и развитие системы наставничества среди представителей профессий.
Так, не смотря на то, что профориентационная работа в образовательных организациях является активно развивающейся практикой, значительная доля учащихся отмечает низкий уровень ее эффективности за недостаточностью получаемых знаний для совершения профессионального выбора.
Быстро развивающиеся технологии и постоянно меняющийся рынок профессий требуют актуализации современной системы профориентации. Важно разрабатывать и внедрять новые интерактивные формы работы, способные предоставлять актуальную информацию о рынке труда и склонностях личности с целью содействия школьникам в совершении правильного профессионального выбора.