ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Проблема готовности младших школьников с общим недоразвитием речи к самостоятельной письменной речи остается актуальной на сегодняшний момент не только в коррекционной педагогике, но и в педагогике общеобразовательной школы в рамках обучения на уроках русского языка и литературы школьников, имеющих речевые нарушения. Понимание комплексности дисциплинарного подхода к процессу формирования готовности к овладению письменно - речевого высказывания, а также понимание структуры такого речевого расстройства как общее недоразвитие речи, позволит решить данную проблему в рамках изучения русского языка, как ключевой дисциплины и как преобладающим средством коммуникации - одной из главных составляющих целостного развития личности.
Ключевые слова: младшие школьники, письменная речь, общее недоразвитие речи, лингвистика, психофизиология.
Говоря о понятии "письменная речь" следует отметить, что в разных науках, например, логопедии, психологии, лингвистике, физиологии данное понятие может иметь несколько значений, обусловленное понятийным контекстом.
Рассматривая письменную речь с точки зрения психологии, можно отметить, что письменная речь - компонент других видов деятельности: эпистолярного (Лурия А.Р., Эльконин Д.Б. и др.), учебного (Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др.), мнестического (Выготский Л.С.), деятельности управления (Щепина К.П. и др.). Каждый вид деятельности приводит к образованию различных форм письменной продукции. Данная взаимосвязь обусловлена степенью овладения данным навыком. С этой точки зрения, опираясь на исследования Корнева А.Н., можно сказать, что письменно-речевая деятельность представлена в виде последовательности операционных компонентов [1]. В свою очередь взаимосвязь и координацию данных компонентов осуществляют ряд ВПФ - "сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования". [2, с. 31]. Также следует отметить, что "письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания" [3, с. 16]. Одной из наиболее важных функций, которая обеспечивает фундамент для построения речевого высказывания, является устная речь. В данном аспекте стоит обратить внимание на фундаментальные исследования Левиной Р.Е., которые посвящены взаимосвязи устной и письменной речи с последующим построением четкого алгоритма, приводящего к появлению понятия общего недоразвития речи, проявление которого распространяется на все компоненты речевой деятельности [4].
В лингвистическом подходе письменная речь рассматривается именно как система порождения связного высказывания. Здесь результатом является текст, как продукт письменной речи, главными характеристиками которого выступают связность и целостность.
Говоря о психофизиологической основе процесса, обеспечивающей успешность и формирование готовности к овладению навыками письменной речи, необходимо сохранное полноценное функционирование всех отделов (центрального и периферического) и проводящих путей анализаторных систем.
Таким образом, решение проблемы готовности младших школьников с общим недоразвитием речи к самостоятельной письменной речи "...будет успешно в том случае, если оно будет осуществляться с учетом сущностного содержания и особенностей функционирования письменной речи". [3, с. 7].