РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Чем являются мультфильмы для ребёнка? Может показаться, что мультфильмы - это не более чем развлечение, однако на самом деле, мультипликация имеет куда большее значение в психическом развитии ребёнка. Многие психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребёнка огромна, так как герои этих произведений могут быть не менее авторитетными для ребёнка, чем родители, а, следовательно, быть примерами для подражания. С помощью визуального ряда образов, наполненных яркими, насыщенными фонами, разносторонними персонажами, приключениями этих персонажей, можно научить детей как хорошим качествам, так и наоборот. Всё зависит от того, насколько грамотно родители подходят к выбору того, что ребёнок может смотреть, исходя из его возрастных особенностей.
Мультфильмы открывают детям новые модели окружающего мира через упрощение действительности, придавая яркости, образности и зрелищности происходящему в этом мультике. Критерий «полезности» или же «вредности» мультфильмов заключается в наличии или отсутствии деструктивных и агрессивных моделей поведения [2].
Демонстрируя ребенку разные способы взаимодействия персонажей с окружающим миром, мультфильм формирует в нём моральные ценности, показывает границу между добром и злом, а также преподносит знания об эталонах хорошего и плохого поведения. Сравнивая себя с героями любимого мультика, подражая им, ребёнок может научиться уверенности, доброте, терпению, любви, силе справляться с трудностями, а также уважению к другим [1].
Мультфильмы воздействуют на чувства ребёнка. Видя, как герои поступают в той или иной ситуации, ребёнок неосознанно идентифицирует себя с ними, стараясь подражать им. Ребёнок начинает использовать образы этих героев, как и в своих играх, так и в обычной повседневности, применяя в жизни те модели поведения, которые он наблюдал у персонажей мультфильма. Вместе с этими персонажами, ребёнок может научиться сопереживать людям и животным, проявлять доброту и добродетельность, благородство, верность, предприимчивость и справедливость. Мультипликация через простую, однако завораживающую своими визуальными красками форму, обучает ребёнка понятиями и чувствами нравственности. Смотря мультфильмы, ребёнок познаёт окружающий мир, и от их качества зависит чему он сможет научиться. Правильно подобранные мультфильмы позволят воспитать полноценную психически здоровую личность [2].
Однако, к сожалению, не все мультфильмы позитивно влияют на развитие личности детей. Некоторые мультики способны оказать противоположный эффект, прививая детям по большей части отрицательные качества. Так, например, во многих современных мультиках пропагандируется жестокость и агрессия. Главные герои стремятся нанести вред окружающим, что мультфильм может раскрывать в детальных подробностях, многократно повторяя и даже «смакуя» эти моменты. Показывая и оправдывая сцены насилия, мультфильм вряд ли сможет научить ребёнка чему-то хорошему. Напротив, такие сцены увеличивают агрессивность детей, прививая им не самые лучшие черты характера. Наряду с этим, данные персонажи могут быть в самых разных опасных ситуациях, которые воспринимаются ребёнком как нечто весёлое и забавное. Стремясь повторить подобные ситуации, ребёнок может снизить свой порог чувствительности к опасности, что может обернуться потенциальными травмами [1].
Мультфильмы должны отражать соответствующие детскому возрасту темы и проблемы, показывая не бессмысленную череду ярких событий, а способствующие формированию правильной картины мира и характера детей.
Чтобы просмотр мультфильмов нёс только позитивное воздействие на детское развитие, родителям важно не относиться к этому, как к обычному способу занять чем-то ребёнка. Предварительно родители должны сами посмотреть мультик, проанализировав какие идеи и ценности преподносятся в нём. Если мультфильм не содержит в себе сцены насилия, жестокости или любого другого девиантного поведения, можно смело включать его ребёнку. Ещё более лучшим решением, будет совместный просмотр мультфильма. В процессе просмотра важно обсуждать с ребёнком происходящие в мультике действия, ситуации, поступки героев и их последствия, чувства персонажей, а также спрашивать ребёнка, как он бы поступил в той или иной ситуации. Важно быть с ребёнком и не отдавать инициативу в воспитании телевизору, планшету или компьютеру [2].
Хорошие и добрые мультфильмы – это отличный способ воспитания, показывающий различные модели поведения в различных обстоятельствах, однако они не должны заменить живое общение ребёнка с родителями. Если грамотно подойти к выбору мультфильма, а также смотреть его вместе с ребёнком, объясняя те или иные моменты, это послужит развитию в ребёнке высоких нравственных качеств, обогащению его внутреннего мира и расширению его кругозора.