Развитие сплочённости классного коллектива во внеурочной деятельности
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Развитие сплочённости классного коллектива во внеурочной деятельности
Аннотация. В данной статье ставится цель изучить сплоченность детского коллектива необходимый компонент существования класса. В статье приводятся данные экспериментальной работы по изучения уровня сплоченности детей первого класса. Основываясь на результатах констатирующего эксперимента был разработан комплекс методик, целью которого стало формирование сплоченности коллектива младших школьников в экспериментальной группе.
Ключевые слова: коллектив, сплоченность, личность, формирование, эксперимент, обучающиеся, образование, учебно-воспитательный процесс.
Вопросы формирования и развития детского коллектива всегда являлись приоритетными для психолого–педагогической науки и практики. А.С. Макаренко отмечал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, взаимозависимость, соотношения частей, а если этого ничего нет, то и коллектива нет, а есть просто сборище или толпа». Можно сказать, что становление и развитие ребенка вне коллективных отношений не представляется возможным, что только в коллективе и через коллектив ребенок способен усваивать необходимый ему багаж социо–культурных и поведенческих аспектов [4, 266].
Переход ребенка в школьный возраст сопровождается изменением ведущего вида деятельности, процесса общения, переходом эмоционально–волевой составляющей на новый этап своего развития. Происходит перемена существующего уклада жизни, у ребенка возникают новые прямые обязанности, происходит переход на новый уровень взаимоотношения детей со сверстниками. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится процесс учения, в следствии которого формируются психологические новообразования. Оно характеризуется собственной результативностью, обязательностью и произвольностью [3, 58].
В этом возрасте, когда ребенок только начинает ощущать себя частью нового коллектива, педагогу необходимо формировать у него эмоциональное восприятие всего коллектива. Многие педагоги отмечают, что для формирования эмоциональной отзывчивости к коллективу классу у ребенка и формированию сплоченности в классе подходит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Помогает заинтересовать детей различными видами деятельности. Формирует желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Развивает умение самостоятельно организовать своё свободное время [5, 72].
Можно сказать, что сплоченность детского коллектива выступает ведущей коллективистской направленностью. Я.Л. Коломинский дает следующее определение сплоченности. Сплоченность детского коллектива – это идейное, интеллектуальное, моральное, эмоциональное и волевое единение его членов, изменяющееся на основании определенной объективной характеристики, такой как организационное единство [1, 27].
Формирование сплоченности в детском коллективе – это достаточно трудоемкая работа, которая требует кропотливой работы от учителя начальных классов. Прежде чем говорить о формировании сплоченности у детей младшего школьного возраста, необходимо определить уровень сплоченности детей в классе. В современной психолого–педагогической литературе под уровнем сплоченности принято понимать степень приверженности к группе её членов. В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями [2, 79].
Для выявления уровня сплоченности существует достаточно большое количество методик, которые в той или иной степени позволяют вывить характер личностных и коллективистских отношений в классе. В своей экспериментальной работе, проводимой в МБОУ Лицей казачества им. А.Ф. Дьякова, г. Железноводска, Ставропольского края, в апреле–мае 2021 года, были использованы следующие педагогические методики:
- Методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин);
- Методика «Определение индекса групповой сплоченности», (К. Э. Сишор);
- Методика «Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе», (Дж. Морено);
- Методика «Мы - коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!», автор (М. Г. Казакин).
Экспериментальная часть проходила в три этапа, и включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап. В качестве респондентов выступили обучающиеся двух первых классов, один из которых представлял из себя экспериментальную группу, в то время как другой – контрольную группу.
По итогу констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что что у обучающихся экспериментальной группы уровень групповой сплоченности классного коллектива находится на низком или среднем уровне развития, в то время как контрольная группа показало более высокий результат. Так, например, результаты методики К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» показали следующий результат: контрольная группа - высокий уровень 15%, средний уровень 46% и низкий уровень 37% . Экспериментальная группа – высокий уровень 13%, средний 46%, низкий уровень 39%.
Таким образом, была выявлена необходимость повышения уровня сплоченности коллектива в целом, снижение дискомфорта межличностного общения между детьми, а также становления благоприятного психологического климата в экспериментальной группе.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента был разработан комплекс методик, целью которого стало формирование сплоченности коллектива младших школьников в экспериментальной группе. Проводя формирующий этап эксперимента в апреле 2021 года, ставилась цель повысить уровень сплоченности школьного коллектива средствами комплекса упражнений, используемых во внеурочной деятельности.
Основными способами повышения уровня групповой сплоченности во внеурочной деятельности, которые применялись по отношению к экспериментальной группе, выступили:
- Программа «Игры на свежем воздухе»;
- Упражнение «Необитаемый остров»;
- Упражнение «Тайна»;
- Проведение цикла классных часов в экспериментальной группе [1, 71].
После проведения мероприятий формирующего эксперимента в экспериментальном классе был проведен контрольный срез, целью которого было выяснить уровень сплоченности классных коллективов контрольной и экспериментальной групп. На контрольном этапе эксперимента в контрольной группе, в которой не проводились мероприятия формирующего эксперимента направленные на повышение уровня сплоченности коллектива не было замечено существенных изменений. Практически все ученики контрольной группы не изменили свое отношения к коллективу.
Учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень сплоченности, а представители контрольной группы не изменили результаты. Продемонстрированная положительная динамика позволяет убедиться в правильности направления экспериментальной работы. Проведение целенаправленной работы по совершенствованию мероприятий внеурочной деятельности, и включение в нее упражнений на повышение уровня сплоченности, дало реальный положительный результат. Специально разработанный комплекс упражнений применяемый нами в эксперименте дает возможность реально повысить показатели сплоченности коллектива. Взаимодействие учащихся на мероприятиях по внеурочной деятельности способствует повышению качества взаимоотношений участников группы, улучшает уровень комфорта каждой личности и в целом психологический микроклимат группы. Результаты исследования доказывают эффективность внедрения во внеурочную деятельность комплекса упражнений, который направлен на повышение уровня сформированности сплоченности коллектива младших школьников.