Статья:

Стили педагогической деятельности и их влияние на психологический климат внутри класса

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Стили педагогической деятельности и их влияние на психологический климат внутри класса // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(35).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стили педагогической деятельности и их влияние на психологический климат внутри класса

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В настоящий момент существует большое количество семей, которые по каким-либо причинам плохо воспитывают, либо совсем не воспитывают своих детей. При таких неблагоприятных условиях семейного воспитания, особенно остро и тяжело ощущается для таких учащихся изоляция от классного коллектива, напряженные, либо конфликтные взаимоотношения с учителями. Поэтому очень важно чтобы классный руководитель умел правильно организовать детский коллектив, развивал органы самоуправления, задавал темпы актуального развития, то есть обеспечивал психологически комфортный климат для всех детей, в особенности трудновоспитуемых. Но так могут работать не все учителя. Многое зависит от стиля осуществления педагогической деятельности, который включает в себя приемы, способы и специфику организации учебного процесса.

В целом стиль педагогической деятельности состоит из трех составляющих:

  • индивидуальные показатели развития педагога (психическое, физиологическое развитие, поведение и др.);
  • особенность прохождения учебного процесса (методы, приемы, структура, принципы преподавания и др.);
  • индивидуальные показатели учащихся (возраст, уровень интеллектуального развития и др.).

Существуют три основных стиля ведения педагогической деятельности:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • попустительский.

Безусловно, большинство учителей могут относиться и к одному стилю, и к другому, и это является нормой. Но если рассматривать стили в их чистом проявлении, то можно выделить между ними существенную разницу. Она проявляется в отношении педагога к классному руководству, методами наказания и поощрения, способами решения конфликтных ситуаций, уровне требовательности, дистанции в общении с детьми и др.

Чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть характеристику всех стилей по отдельности. И начнем, пожалуй, с авторитарного. Советский психолог Л.С. Выготский затронул в своем труде эту тему. Такие педагоги подавляют всяческое развитие классных органов самоуправления, подбирают учеников для различных мероприятий самостоятельно, не учитывая мнения учеников; предпочитают наказывать, а не поощрять, часто вызывают родителей в школу; в конфликтах используют тактику наступления, не разбирая ситуацию, либо расценивая ее с субъективной стороны; выдвигают строгие требования и следят за их точным соблюдением, при этом никогда не входят в положение детей; соблюдают дистанцию с учениками и общаются в русле исключительно делового общения.[2, с. 356]

Демократический педагог способствует развитию самоуправления в классе и опирается на их помощь; умеет похвалить ученика за успех, а также считает необходимым поощрять учеников за проступок, но не наказывать; при возникновении конфликтной ситуации пытается объективно ее решить, а при неудаче может признать свои ошибки; обладает способностью входить в положение и обстоятельства учеников, и является в меру требовательным; считает необходимым находиться в доверительном отношении с учащимися.

Попустительский педагогический стиль подразумевает:

- игнорирование классного самоуправления;

- проявления нейтралитета к успехам учеников;

- педагог предпочитает уходить от решения конфликтных ситуаций, попросту не замечая их;

- педагог способен предъявлять требования, но не считает нужным следить за их исполнением;

- педагог мало общается с детьми вне урока и, в целом, не придает никакого значения взаимоотношению с ними.

Если рассматривать те же педагогические стили и их влияние на психологический климат класса, то можно сделать вывод о том, что стиль ведения классного руководства, безусловно, важен и играет колоссальную роль в межличностных отношениях в классе. Для более объективной оценки необходимо рассмотреть климат класса с нескольких сторон.      Валерия Сергеевна Мухина в своей работе «Возрастная психология. Феноменология развития» указывала, что нужно сопоставить формальную и неформальную структуру класса, кстати говоря, далеко не всегда совпадающие, выяснить количество социально изолированных учеников, а также число учащихся способных с легкостью выстраивать взаимоотношения со сверстниками [4, с. 78].

Российские психологи Александр Артурович Реан и Яков Львович Коломинский с своей работе «Социальная педагогическая психология» рассматривали данную тему. Необходимо понять важность выявления именно неформальной структуры класса. Благодаря ей учащиеся могут самостоятельно выбрать себе партнера на основе симпатий, уважения и авторитета, для осуществления какой-либо деятельности. И становится ясным совпадает ли формальная, то есть назначаемая учителем группа активистов, и не формальная структура класса друг с другом. Если группа учеников, обычно избираемых педагогом, оказывается в изоляции и не пользуются уважением среди своих сверстников, то на это стоит обратить пристальное внимание, потому что такая ситуация говорит о нездоровом психологическом климате класса [5, с. 245].

Если рассматривать психологический климат в классе с авторитарным педагогом, то можно заметить несовпадение формальной и неформальной структур класса. Это, безусловно, говорит о том, что психологический климат класса нарушен. Детям некомфортно там находиться, особенно тем, у кого плохо получается учиться и недостаточно развита коммуникативная сфера. Количество учеников-изгоев постоянно растет в таких классах. Поэтому дети вынуждены искать себе товарищей за пределами классного коллектива для того, чтобы реализовать себя там, в другой компании, которая, к сожалению, зачастую оказывается асоциальной. Резко осуждая авторитарную систему воспитания, доктор педагогических наук Ю. Азаров пишет о том, что "авторитарность - всегда злоупотребление властью, всегда порок, ибо она даже в микроскопических дозах - преддверие нравственного распада" [1, с. 43].

В классах с попустительским стилем преподавания, группа самоуправления не отвергается сверстниками, но при этом и не пользуется авторитетом, тем самым, не выполняя, в должной мере, свои обязанности. Классный руководитель, использующий такой стиль преподавания, зачастую практически теряет свою власть и не может уже оказывать влияние на лидеров класса, к которым и переходит реальная власть, при этом, он также бессилен в возможной травле определенных личностей, называемых «изгои».

В классах с демократическим учителем, у учеников уровень психологического дискомфорта сводится к минимуму, так как активисты имеют достаточно высокий авторитет среди одноклассников и используют его в осуществлении формальной власти. Доктор психологических наук И. А. Зимняя считала, что даже трудновоспитуемые дети чувствуют себя комфортно, поэтому такие классы более дружные и сплоченные [3, с. 56]. Такой вариант обучения очень удобен и желателен, потому что классный коллектив выступает как действенный фактор воспитания.

Таким образом, эмоциональный дискомфорт среди педагогически запущенных учащихся еще более увеличивается, если в классе работает педагог с авторитарным стилем преподавания.

Формальные и неформальные отношения деформируются, ученики отдаляются от школы. Она теряет свое влияния на формирование личности.

Нечто подобное происходит и в классах с попустительским стилем преподавания, но в меньшем объеме. Там органы самоуправления на столько безответственно относятся к своим обязанностям по сплочению коллектива, что иногда появляется тенденция не к сплочению коллектива, а, напротив, к жестокому сплочению и травле против какого-то одного индивида в классе.

Следовательно, для того чтобы школьный коллектив был правильно сформирован и климат внутри класса был благоприятен, необходимо чтобы классный руководитель постепенно делегировал свои полномочия органам самоуправления внутри класса.

При том, что эти органы должны поддерживаться большинством коллектива.

Только при таких условиях классный коллектив будет действенным органом воспитания. Но не стоит забывать, что авторитарных методов обучения невозможно избежать в классах с низким уровнем развития коллектива.

Поэтому так важна своевременная оценка и корректировка отношений внутри класса.

Безусловно, реализация всех задач обучения невозможна лишь одним преподавателем, без помощи коллег.

Поэтому так важно создавать благоприятную атмосферу вместе, как в классном коллективе, так и в школе в общем. Необходимо поддерживать атмосферу взаимоуважения и развивать высокую культуру общения, устанавливая такой формат отношений как норму.

 

Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". - СПБ.: Издательство "Питер", 2011. - 400 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. - 671 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М, 2009. - 228 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
5. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с